Новогодние праздники всегда хочется провести продуктивно: их планируют так же тщательно, как свадьбу, отпуск и ремонт, однако придерживаться заданного темпа получается не всегда. То ли от того, что соблазн просыпаться к обеду слишком велик, то ли от ощущения, что каникулы большие – успеть можно многое, и начать можно завтра или послезавтра, а сегодня, как и вчера, можно отдохнуть. Чтобы такой отдых не оказался обыкновенной диванной спячкой, достаточно включить кино, и желательно такое, что пускать фоном под ритмичный новогодний храп не поднимется рука – грустное и комичное, интеллектуальное и тревожное, кино, которое будит разум и включает воображение, настраивая на полезные выходные.
О Шмидте (2002)
Новоиспеченного пенсионера Уоррена Шмидта поджидает целая череда событий: его место вице-президента в страховой компании занимает какой-то амбициозный шкет, дочь выходит замуж за торгаша, умирает жена, оставляя после себя ворох любовной переписки с его лучшим другом, – заслуженная пенсия выглядит совсем не так, как он представлял. Отчаявшись найти ответы в родном городке, Шмидт решается на грандиозную поездку через два штата, чтобы сделать дочери сюрприз, посмотреть на места, где он вырос, завести новые знакомства и обрести душевное равновесие в этом безумном мире.
Крайне удивляет комфорт, с каким большой любитель женщин и тотализатора Джек Николсон чувствует себя в шкуре Шмидта – вряд ли его удивительного персонажа можно назвать заправским психопатом. Видимо, сыграть одинокого взбалмошного старика Николсону подсказал сам возраст: не всё же дурачиться с криминальными историями; понежиться в джакузи с голой, хоть и немолодой, Кэти Бейтс – куда приятнее.
Мне бы в небо (2010)
Джейсон Райтман – из тех режиссеров, кто всерьез опасается шагать по головам с помощью хитроумных кинематографических экспериментов. В его картинах человек – это всегда прежде всего человек, с набором качеств, которые не расходятся с реальным положением вещей. Райтман не делит мир на белое и черное, позволяя героям самостоятельно раскрашивать картинку в любимые цвета.
Вот юрист Райан Бинэм в исполнении Джорджа Клуни пачкает вселенную «Мне бы в небо» глубокими синими оттенками, воображая, что его профессиональная деятельность помогает людям почувствовать настоящую свободу. А занимается наш герой крайне деликатным делом – увольнениями. Конечно, под песни о том, что эти перемены к лучшему, и свой жизненный ранец за спиной нужно держать по возможности пустым. Разрушение идеальной позиции Бинэма – большая задача, с которой Райтман справляется его же методом, доказав, что держать на плечах целый мир – не так уж и плохо.
Умница Уилл Хантинг (1997)
Мэтт Дэймон и Бен Аффлек в год «Титаника» получили Оскар за лучший оригинальный сценарий неспроста: Уилл Хантинг вышел совершенно нетипичным для фабрики грез персонажем. Ночной уборщик в Бостонском университете, любитель подраться и выпить пинту-другую в придорожном баре, Уилл оказывается сложной личностью с богатым на беды детством и математически гениальным складом ума. Режиссер «Умницы…» Гас ван Сент разворачивает атмосферу происходящего под особым углом, так, чтобы уникальность главного героя не затмевала его депрессивный характер.
Особый момент – роль Робина Уильямса, и это второй Оскар: эмоциональная сцена всепрощения под монотонный шепот «Уилл, это не твоя вина» в свое время заставила киноакадемиков пересмотреть свои представления о настоящем драматическом искусстве.
Трудности перевода (2003)
Пытаться разуметь чужую культуру – всё равно что плевать в бесконечность: любые примитивные знания об экзотической стране натыкаются на рифы непонимания, насмешек и безразличия. Вот почему София Коппола сводит в Токио не разных представителей социума, а американца (Билл Мюррэй) и американку (Скарлетт Йоханссон): вдвоем коротать бессонные ночи на улицах незнакомого мегаполиса приятнее, полезнее и безопаснее. Блестящие диалоги и всё, что скрыто за ними, мимика, движения – помогают зрителю преодолеть пресловутые трудности, с которыми приходится столкнуться главным героям. Впрочем, основное препятствие к полноте ощущений у героев одно и то же – неприятие себя.
Картина начисто лишена пошлой романтики и бутафорских настроений: она распадается на тысячи кусочков токийской ночной жизни и собирается в игривую мозаику на глазах у зрителя в самом её центре – вокруг двоих полуночников, непохожих друг на друга и одиноких в чужой Японии.
Престиж (2006)
Пять лет назад в портфолио живого классика Кристофера Нолана уже сияли «Помни», «Бессонница» и «Бэтмен: Начало». А затем он пускается во все тяжкие и экранизирует книгу Кристофера Приста «Престиж» – историю интеллектуального противостояния двух фокусников, чьи дороги были разделены несчастным случаем, закончившимся смертью жены одного из них. Месть за местью, секрет за секретом иллюзионисты превращают свою жизнь в настоящий ад, где гонка за престижем (сутью фокуса) ставится выше собственной жизни.
Не упустите тонкого британского джентльмена Дэвида Боуи в роли Теслы: для этого нужно смотреть в оба, ведь очаровать картина способна очень многим помимо исполнителей главных ролей Кристиана Бэйла и Хью Джекмана.