Такая разная – то открытая и смешливая, то серьезная и сдержанно-строгая, то импульсивная, то предельно прагматичная. Руководитель крупной строительной компании и просто женщина, которой не чужды простые женские радости – новое красивое платье или букет цветов в подарок от мужа. Во время нашего разговора ее телефон практически не замолкал, а в кабинет то и дело заглядывали с рабочими вопросами, которые тут же решались – указанием, договоренностью, решением. Активная, энергичная, стремительная. Одним словом, разная – какой и должна быть женщина, живущая полной жизнью, открытая миру и людям, – Лариса Алдошенко, генеральный директор строительной компании «Армада».
Лариса Викторовна, какая из стихий вам близка по характеру – огонь, вода, воздух?
Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет – говорят мудрецы. Так вот, я – вода. Всегда стремлюсь вперед, могу изменить направление русла, если на моем пути появляется преграда. И вода точит камень, как говорится в поговорке.
Строительный бизнес преимущественно мужской – как вы себя чувствуете среди коллег мужчин?
Абсолютно комфортно. Мне под мужчин подстраиваться не приходится – я нахожусь в своей стихии. Наверное, во мне есть мужские черты характера. Они достались мне от папы (улыбается), всю жизнь он проработал на Заводе Электромашин главным энергетиком, и если мама всегда была очень мягкая, домашняя, папино воспитание держалось на строгости. И я достаточно жесткий человек, требовательный, хоть и женщина.
Как вы оцениваете людей?
Интуитивно. Иногда сразу складывается мнение о человеке, иногда нужно время. Разговариваю и прислушиваюсь к своим ощущениям – как правило, они меня не подводят. Так и решения принимаю – кажется, в какой-то ситуации нужно поступить так, как подсказывает опыт, а интуиция тебе говорит другое. Где-то мягкостью, где-то хитростью, в бизнесе приходится и женские приемы применять – это работает.
Что такое успех?
Когда осознание собственной успешности приходит изнутри – это всего лишь твои амбиции. Настоящая успешность определяется оценками, которые тебе дают извне. Раньше я принимала эти оценки отовсюду – от знакомых, от заказчиков, от доброжелателей, а сейчас стала «фильтровать». А самую объективную оценку, как это ни удивительно, дает мне мой сын. Он умеет мне сказать так, что я не обижусь на критику, на замечания, на ошибки в своих действиях. Он для меня такой серьезный арбитр.
Вы сами себя критикуете?
Я себя недооцениваю. Это мне мешает. Но, наверное, это есть внутри каждого человека – кто-то не боится в этом признаться, а кто-то создает себе образ внешне очень уверенного и успешного человека. А внутри – сомнения, сомнения… Люди всегда винят обстоятельства за то, какие они есть. Я не верю в обстоятельства, я верю в правильно направленную мысль, в мысль, которая становится материальной, как только ты внутри себя ее сформулировал. Всегда говорю – будьте осторожнее в своих желаниях.
О чем вы сейчас мечтаете?
О большом собственном доме. Я несколько раз бралась за его проектирование, и всегда добавляла в него что-то новое – он становился больше по площади, в нем появлялись какие-то новые пространства. Сейчас эта мечта уже начала осуществляться, и я с удовольствием смотрю, как идет строительство нашего дома. Я точно знаю, каким он будет – большой дом для всей моей большой семьи, чтобы мои дети со своими семьями были рядом. Такое настоящее родовое гнездо.
Вы сентиментальный человек? От чего можете заплакать?
На самом деле, меня мало что может тронуть до слез – от трогательного фильма или книги я не заплачу. Но есть сейчас в моей жизни маленький человечек – моя внучка, к которой я испытываю просто вселенскую любовь. Я наблюдаю за тем, как она растет, как начинает говорить, вот это вызывает умиление. Я даже не ожидала, что она займет такое место в моей жизни. Многие мои ровесницы просят, чтобы внуки называли их по имени, а мне нравится слышать в свой адрес слово «бабушка», сказанное тонким голоском. Я этим горжусь.
Вы часто даете советы своим детям?
Моим детям сложно давать советы, да они в них и не нуждаются. У сына уже своя семья, а дочь сейчас заканчивает школу – они разные по характеру, но очень самодостаточные, самостоятельные. Мы с мужем видим, какие они решения принимают в своей жизни, видим, что эти решения правильные. И они до сих пор нас удивляют (смеется). Для меня было настоящим открытием, когда я узнала, что моя дочь собирается поступать во ВГиК. Представляете, какой там конкурс и насколько она в себе уверена. Конечно, многие девочки мечтают о сцене, но ведь чтобы свою мечту реализовать, нужна очень большая внутренняя смелость. Я очень ее уважаю за то, что в ней эта смелость есть.
А вы можете назвать себя смелым человеком?
Смелость – это начало победы. Если бы когда-то я не проявила смелость, чтобы из домохозяйки стать бизнес-леди, у меня бы совершенно по-другому сложилась жизнь. Это даже не смелость действий, а смелость своих мыслей. Смелость и риск. Это какое-то стремление к чему-то более сильному, лучшему. Нам кажется, что смелые поступки – это вроде как поступки супер-героев. А то, что не видно никому? Смелость принять решение, от которого зависит судьба твоей компании и твоих работников – например, купить землю под строительство какого-то большого объекта, вложив в это огромные деньги.
Вас кто-то пытается отговорить, когда вы принимаете решение?
Муж и сын, которые со мной работают, уже знают – лучше у меня на пути не стоять (смеется). Конечно, я советуюсь с ними, спрашиваю Артема, который сейчас занимает должность моего заместителя. Несмотря на свою молодость, у него уже колоссальный опыт в строительстве, и какой-то свой – холодный – взгляд на любую ситуацию, то, чего мне не хватает иногда, я все-таки женщина и часто импульсивна. А его мнению я всегда доверяю на сто процентов.
Где проходит грань между работой и семейными отношениями?
Да я не провожу этой грани, это такой кайф, что они рядом (улыбается). Во-первых, у нас очень много общих интересов, и нам никогда не бывает скучно, мы с сыном можем разговаривать часами. Невестка иногда даже делает нам с сыном замечание: «Можете о работе говорить на работе!» А мы берем работу домой и снова обсуждаем. Во-вторых, мне не нужно выбирать специального времени, чтобы побыть с семьей. И потом, я могу доверять своим близким людям больше, чем кому-либо. И ни от кого я не чувствую более сильной поддержки, как от них. Муж может взять на себя какой-то тяжелый проект, или если чувствует, что мне сложно справиться. Счастье, что они рядом.
Когда поняли, что вас начали уважать мужчины на работе?
Если бы я была мужчиной, они, возможно, простили бы мне какие-то промахи, но я женщина – мне постоянно приходится доказывать, что я чего-то стою. Наверное, так будет всегда. Но я научилась разговаривать с ними на одном языке – на стройке могу и крепкое слово употребить, но никогда не забываю, что я женщина.
Сколько продолжается ваш рабочий день?
Сейчас часов восемь. Хотя было время, когда мы работали по двадцать четыре часа в сутки.
Вам хватает этих восьми часов?
Мне очень некомфортно, когда я работаю всего час или два в день. Я очень деятельный человек, активный – мне нравится жить в этом ритме. И потом, для меня это не работа, это творчество. Я не могу установить для своего воображения рабочие часы, это абсурд какой-то. Бывает, работаешь над каким-то интересным проектом, до того о нем думаешь, что он тебе снится – вскакиваешь ночью, бежишь к компьютеру, что-то записываешь.
Что вам нужно, чтобы отдохнуть?
Скорее, поездка к морю, я ведь сказала, что очень люблю воду. Это для меня комфортное пространство, когда за спиной гора, а передо мной вода. Причем, это не обязательно должен быть какой-то пляжный отдых. Долго я так без дела лежать не смогу – мне нужно куда-то идти, что-то узнавать, конечно же, шопинг, который я обожаю. Люблю красиво одеваться, что-то пробовать новое. Не назову себя экстремалом в том плане, что с парашютом вряд ли прыгну, но вот отведать какое-то экзотическое блюдо, наверное, соглашусь.
В каком городе вам комфортно как архитектору?
В Париже. Мне там нравится все – энергетика, люди, архитектура. Я не люблю современные города – например, в Токио или в Нью-Йорке мне будет не по себе. А вот классические формы, мягкие, сложные – это мое. Грецию за это люблю – колонны, амфитеатры. Глаз радуется. Вообще, мне близко все классическое, роскошь, золото, витражи.
Какое очень важное открытие в жизни вы для себя сделали в последнее время?
Некоторое время назад я всерьез увлеклась эзотерикой. Читаю очень много книг на эту тему, хожу на семинары, сама применяю какие-то практики. Самым удивительным открытием для меня стало то, как материализуются наши мысли, а от качества наших мыслей зависит, что будет у нас в жизни. Сейчас я очень внимательно смотрю за своей «внутренней территорией». Еще поняла такую простую вещь: никогда не бойся отдавать что-то другому человеку, или просто вкладывать свою энергию в какое-то дело. Может показаться, что ты отдал, и внутри осталась пустота, на самом деле это не так – на место того, что ушло, приходит что-то гораздо большее и лучшего качества. Я живу именно по такому принципу.