Деньги, как ни крути, тема болезненная. В приличном обществе не принято говорить на три темы: чужая религия, чужая постель и чужие деньги. Только представьте, деньги для многих людей — тема едва ли не более интимная, чем религия и секс! О, сколько жарких споров, дорогой читатель, довелось мне услышать за свою (не столь длинную) жизнь на тему чужих денег, путей их зарабатывания и способов их тратить.
Отдельной темой во всех разговорах часто фигурирует жадность. Кто-то кому-то что-то недодал, кто-то от кого-то что-то схоронил… При том, не всегда понятно, кто большая жадина – герой рассказа или сам рассказчик. Я не знаю, кто первым сказал, будто мы – щедрый народ. Либо это было очень давно, либо это был черный пиар. Мы жадные. Мы очень жадные. Я бы даже рискнула предположить, что жадность – одна из фундаментальных черт нашего характера. Мы щедрые только напоказ. И когда у очередного персонажа спрашиваешь, почему он или она, дескать, не оставили чаевые официанту или не подали бабушке милостыню, то каждый приведет целую теорию, переводящую банальную жадность в такую категорию как справедливость или экономность.
Кто же спорит? Разница между жадными, экономными и ведомыми теорией всеобщей справедливости людьми действительно есть. Чтобы не задеть чувства наших читателей, попробуем уловить эту разницу на примере всеми любимых сказочных персонажей…
Скрудж Макдак
Имя дяди Скруджа основано на имени скупца Эбенезера Скруджа, персонажа повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь». Также существует мнение, что шотландский промышленник Эндрю Карнеги, иммигрировавший в США в возрасте 13 лет, мог послужить прототипом для Скруджа Макдака.
Понимаете ли, Скрудж прошел путь от скромного иммигранта до богатейшего селезня. Официально Скрудж не является образованным, поскольку бросил школу в раннем возрасте. Тем не менее, отличается хорошим умом и всегда готов научиться чему-то новому. Будучи еще ребенком, он вычистил до блеска очень грязные сапоги и был разочарован, когда за это заплатили всего 10 центов. Тем не менее, Скрудж хранит свою первую монетку в 10 центов в качестве талисмана и считает, что она приносит ему богатство и удачу.
В 2007 году журнал Forbes оценил состояние Скруджа в 28.8 миллиардов долларов. Независимо от суммы, Скрудж всегда считал, что денег у него недостаточно много и продолжал искать самые разные способы пополнить свое богатство. Как бизнесмен, дядя Скрудж часто прибегает к агрессивной тактике и лжи. У него имеется значительный опыт манипуляции людьми, фактами и событиями в своих интересах. Также стоит отметить цинизм Скруджа, особенно когда вопрос стоит о бизнесе или достижении поставленной цели.
Вывод: имя этого, безусловно, уважаемого селезня совершенно зря считается синонимом слову «жадный». Тяжелый трудовой путь к богатству заставляет его просто рационально относиться к тратам. Он скромно ходит в одном и том же костюме, не считая необходимым приобретать пальто-манто из кожи страуса. Не сорит деньгами. Имеет всего две единицы обслуживающего персонала – дворецкого и некую миссис Клювдию, которые работают у Скруджа много лет, а значит, жалование он выплачивает им регулярно и в нужном объеме. Единственная неприятная черта – стремление лезть хоть в бездонную пропасть за случайно упавшими десятью центами.
Старуха из сказки о Рыбаке и рыбке
Сперва аппетит у старухи довольно умерен. Как любая женщина, которая никогда в богатстве и роскоши не жила, она пытается обеспечить себя всего лишь самым необходимым, а именно новым корытом. Видимо, старуха не особо верила в успех просьбы. Увидев, что рыбка исполняет желания старика, старуха решила попросить избу. И тут понеслось… Получив избу, она, ругая старика, заставила его попросить сделать ее дворянкой. Став дворянкой, решила она стать царицей. Когда рыбка и это желание исполнила, старуха выгнала старика, решив, что теперь такой брак иначе как мезальянсом не назовешь. Это было, конечно, опрометчиво с ее стороны, так как именно старик был тем звеном, которое связывало старуху с источником ее благоденствия. Но старик был глуп и не догадался попросить чего-нибудь для себя, например, избавить его от вздорной старухи.
Вывод: сознание собственной исключительности и избранности испортило жизнь слишком многим женщинам. И дело тут совсем не в жадности. Ничто не обнажает так суть человеческую как поток не пойми откуда взявшихся денег. Перед нами пример простой деревенской женщины, которая будучи замужем за глупым и ведомым стариком, постоянно жалуется на судьбу. Не на себя, а именно на судьбу! Вдруг та самая судьба посылает ей шанс. «Наконец-то!», – восклицает про себя Старуха – «Я это заслужила!» Весь подвох только в том, что у дворянки, помещицы (читай – соседки по парковке, знакомой балерины) бриллианты в ушах крупнее. И в целом почему бы все это нашей Старухе не получить? Согласитесь, вполне естественное стремление. Но, не обладая достаточным умом (а откуда ему взяться?), Старуха не рассчитала, что источник ее благосостояния весьма ненадежный. Больше того, носит чисто случайный характер и к высшей справедливости никакого отношения не имеет.
Поп из сказки о Попе и работнике его Балде
Поп ходит по базару в поисках дешевой рабочей силы. Но со многими талантами. И за умеренную плату, что является вполне разумным желанием сэкономить деньги. Встречается ему простой парень Балда, который называет явно заниженную цену – по три щелчка за год работы. По истечении отчётного периода Балда требует от попа оплаты услуг. И тут поп, наконец, понимает, что русский авось и «щелчок щелчку рознь» вряд ли помогут, и начинает искать способ не платить работнику «заработную плату».
Вывод: экономить на себе – худшая форма проявления жадности. Мораль сказки проста, как грабли, и заключается во фразе «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Практика показывает, что если услуга оказывается по цене гораздо меньше рыночной, то она является менее надежной. Но, несмотря на свою простоту, этот принцип часто игнорируется многими людьми. Ярким примером могут служить демонстрации обманутых дольщиков, которые не хотели брать ипотечный кредит в нормальном банке, а ввязывались в непонятные схемы фирм с сомнительной репутацией.
Жадный ли поп? Или он просто рачительный? Разве мог поп знать заранее о том, что ему предстоит? А Балда? Ведь он не проинформировал заранее попа обо всех качествах услуги, которую он окажет! В настоящее время защитой против таких недобросовестных продавцов служит «Закон о правах потребителя». Почему же мы становимся на сторону Балды, который, по словам Пушкина «идет, сам не зная куда»?
Красной нитью через весь сюжет проходит двойная мораль и ода человеческой изворотливости. Вспомните о соревнованиях Балды с бесом! Ни одного честного поступка! А при расплате с Попом! Не подумав о семье Попа, Балда вместо того, чтобы обратиться в суд, совершенно хладнокровно берет на себя функции палача и отправляет своего работодателя на тот свет.
Таким образом, жадным, дорогие читатели, быть не то чтобы нехорошо, но иногда весьма опасно.