«Призрак» – это первый современный триллер обладателя «Оскара» Романа Полански за последние двадцать лет.
В центре сюжета – бывший премьер-министр Великобритании Адам Ланг (Пирс Броснан), который отсиживается посреди зимы в своем особняке на острове неподалеку от восточной границы США, занимаясь написанием мемуаров. После того, как его давнего помощника находят утонувшим, к нему присылают профессионального Призрака пера (Юэн МакГрегор), который должен помочь ему закончить книгу. Безымянного писателя быстро втягивают в политические и сексуальные интриги с участием жены Ланга – Рут (Оливия Уильямс) и его помощницы Амелии Блай (Ким Кэттролл). Над Лангом нависла угроза суда за военные преступления, а еще он скрывает какой-то секрет, связанный с его прошлым, который угрожает международным отношениям. В фильме также снялись Эли Уолах, Джим Белуши, Тимоти Хаттон, Роберт Пью, а также обладатель «Золотого глобуса» Том Уилкинсон.
В основу фильма «Призрак» лег одноименный роман автора бестселлеров Роберта Харриса. В 2008 году роман завоевал международную награду, присуждаемую писателям триллеров. Адаптация романа для большого экрана – это результат совместных усилий Полански и Харриса.
Съемки проходили в течение трех месяцев на натуре в Германии и на студии «Бабелсберг» в Берлине.
Автор современного триллера «Призрак» – британский новеллист и журналист Роберт Харрис. В начале 2007 года, работая вместе с Полански над адаптацией его романа «Помпеи», Харрис, бывший автор политических статей, начал писать свой собственный роман. Харрис параллельно работал сразу над двумя проектами и считает, что в результате его роман попал под влияние Полански. Когда же по ряду причин проект «Помпеи» не пошел, то Харрис выслал Полански копию своего законченного уже к тому времени романа до момента его публикации. На что режиссер ответил: «Давай тогда сделаем этот проект, похоже на Чандлера». Харрис поясняет: «Он давно хотел сделать триллер и изначально заинтересовался моим первым романом «Фатерланд», но узнал, что по нему уже сняли фильм. Так что волею судеб, в которую Полански очень верит, оказалось так, что мы сделали совершенно другой проект. Так мы провели еще парочку приятных месяцев, работая уже над новым сценарием».
По словам Харриса, Полански был идеальным компаньоном: «Он с большим уважением относился к оригинальному материалу и всегда повторял, что наш сценарий – это роман. Так что с точки зрения сценариста он был идеальным режиссером. Мы придерживались следующей методики: сначала я писал черновой сценарий, исходя из сцен и структуры книги, а затем мы перечитывали его и безжалостно урезали, улучшали и оттачивали. Один из любопытных моментов, который я почувствовал, работая с Полански, это будто я заново писал роман, но на этот раз уже делал все, как надо. В сценарии есть ряд определенных вещей, которые вышли даже лучше, чем в книге. Так, на мой взгляд, фильм очень выиграл от того, что по большей части действие сюжета развивается на фоне деревьев, береговой линии и заброшенных портов и пляжей. Так намного лучше».
Также Харрис отметил, что у него с Полански был похожий подход к повествованию, что сделало их сотрудничество вдвойне приятным. «Так же как и мне не интересно создавать блестящую прозу ради блестящей прозы, так и ему, как мне кажется, представляется мало интересным делать какой-то конкретный кадр или эпизод только ради того, чтобы пустить пыль в глаза. На первом месте всегда сюжет, характер и логика. Я просто с огромным удовольствием работал над сценарием».
После публикации книги много обозревателей восприняли роман как плохо скрываемую аллюзию на бывшего друга и бывшего премьер-министра Тони Блэра. Харрис поясняет происхождение этой идеи: «Идее гПризрака“ уже много лет, может быть, лет пятнадцать. Так или иначе, она возникла задолго до того, как Тони Блэр стал премьер-министром. Меня тогда очень интересовало устройство жизни какого-нибудь бывшего мирового лидера и того человека, кто должен для этого бывшего лидера писать мемуары. С самого начала мне представлялась некая любовная связь, которая возникает между Призраком и женой этого лидера, и что вот они живут в некой изоляции. Но до конца мне эту идею так и не удавалось прочувствовать: о каком лидере может идти речь и где он живет. Так год за годом я возвращался к этой идее, пока вообще не решил с ней повременить.
В результате прошло больше десяти лет. И, наконец, в 2006 году я услышал по радио интервью, в котором некий человек хотел подать в суд на Тони Блэра за военные преступления, и что единственная возможность для него избежать этого заключалась в том, чтобы отправиться в Америку и жить в изгнании, потому что оттуда никто не сможет добиться его экстрадиции. Помнится, тогда я буквально замер в кресле и меня осенило, что вот он мой главный персонаж. Некто по образу и подобию кое-кого в этой ситуации. И я сразу же смог представить и место изгнания – где-то в США, как Солженицын в 70-ых. Именно в этот момент вся идея и кристаллизовалась».
Несмотря на то, что между Тони и Чери Блэр и персонажами четы Ланг в фильме есть безусловное сходство, Харрис делает акцент на универсальность тем: «Когда я пишу, больше всего меня интересует феномен власти, и все мои книги в какой-то степени – это изучение власти. Особенно мне интересен феномен лидера, потерявшего власть, будь то Ричард Никсон или Маргарет Тетчер. Как они перестраиваются? Чего стоит дойти до самого верха и на что это похоже – потерять эту власть? Когда я принялся за роман, то образ Тони Блэра как-то сам собой растворился, в результате чего на свет появилась некая универсальная политическая фигура, я надеюсь».
Будучи политическим журналистом, который какое-то время был в числе приближенных к Тони Блэру до и после его выборов, у Харриса была уникальная возможность находиться на арене политической жизни Великобритании: «Я получил очень много внутренней информации. У меня был доступ к тому, к чему не было доступа ни у одного журналиста на тот момент, не говоря уже про писателей. Я смог узнать, как ведут себя люди в стрессовых ситуациях, на что похожа жизнь человека, находящегося под круглосуточным наблюдением охраны, что собой представляет адреналин и волнение, с которыми сопряжена власть. Все это дало мне уверенность довериться своему воображению, представляя, как может вести себя человек в этой ситуации».
«Все фильмы Полански многоуровневые, – отмечает продюсер Роберт Бенмусса, который работает с режиссером с 1992 года, когда они вместе выпустили картину гГорькая луна“, – И одним из главных лейтмотивов его картин – это борьба за выявление правды, это желание показать реальность за внешней видимостью. Справедливость – это то, чем он очень дорожит. Но не без налета иронии».
Как справедливо отметил Юэн МакГрегор, от взора Полански не ускользает ни одна деталь, в связи с чем хотелось бы приоткрыть одну тайну, о которой зрители могут даже и не догадываться. Для фильма были сделаны специальные обложки под используемые книги с автобиографией Адама Ланга. Только вот под обложкой скрывалась реальная книга. «Все те книги, которые мы видим на экране, все это работа дизайнеров, все они похожи на настоящие книги, – рассказывает МакГрегор. – Я был потрясен, насколько талантливые люди работали у нас в художественном цеху. Но правда заключается в том, что под обложками мемуаров «Адам Ланг, моя жизнь» на самом деле скрывались книги «Годы правления Блэра: Дневники Аластера Кэмпбелла». Это была такая внутренняя шутка».