Передо мной на экране монитора – портрет. Молодая женщина в глухом черном платье с осиной талией, волосы зачесаны назад, из прически выбивается лишь несколько непослушных прядей. Внимание приковывает взгляд: пристальный, глубокий. Её трудно назвать красавицей, но есть в ней какое-то, почти неуловимое, своеобразие. В разные годы она была музой Фридриха Ницше, Райнера Мария Рильке, Зигмунда Фрейда и не только… Так в чем же магия её обаяния?
Лёля и Бог
Луиза (или по-домашнему Лёля) родилась в 1861 году в Санкт-Петербурге в семье генерала русской службы Густава фон Саломе. Семейство отца, немца по крови, происходило из Авиньона, но после Французской революции оно перебралось через Германию в Балтию. Здесь Густав фон Саломе так отличился, что Николай I пожаловал ему в дополнение к французскому дворянству еще и наследуемое русское. По сути, в Лу не было ни капли русской крови, но она всю жизнь ощущала себя русской в душе.
Она была самой младшей дочерью и единственной горячо любимой сестренкой пятерых братьев, которые заботились о ней всю жизнь. Возможно, секрет ее будущего успеха у сильного пола в том, что она всегда относилась к мужчинам с особым доверием. Весь мир казался ей населенным братьями.
В семилетнем возрасте Лёле впервые пришлось пережить столкновение со смертью. Сначала у нее умерла кошка, а чуть позже тяжело заболела единственная и самая близкая подруга. Леля горячо молилась о её спасении, но все было напрасно. Вскоре подруги не стало. Где же был Бог? Как он, милосердный и всемогущий, мог ЭТО допустить? Леля продолжала молиться, но… веры больше не чувствовала. Именно поэтому, когда ей исполнилось 17, наотрез отказалась от конфирмации (вступления в лоно реформаторской евангелической церкви). Уже в юности единственная дочь генерала сумела проявить незаурядный характер.
Луиза скептически относилась к проявлениям божественного, но часто прибегала к помощи влюбленного в нее пастора Гийо. Он сократил труднопроизносимое домашнее Лёля до краткого Лу. Именно под этим псевдонимом Луизу узнал мир.
Семью Лёли можно назвать скорее либеральной. Родители благосклонно относились к реформам Александра II, но их беспокоил бунтарский народовольческий дух того времени. В надежде дать Лёле классическое образование, они поместили ее в частный немецкий пансион, но свободолюбивые настроения проникали и туда. Женщины, участвовавшие в акциях народовольцев, казались девочке героинями. А фотокарточку Веры Засулич, стрелявшей в градоначальника Трепова, Лу хранила до конца жизни.
Пауль Рэ и духовная коммуна
После окончания пансиона родители отправили Луизу в Цюрих учиться философии. Она попала в салон Мальвиды фон Мейзенбург, «кишевший» французскими атеистами, итальянскими анархистами, русскими нигилистами и социалистами. Здесь Лу знакомится с 32-ним философом Паулем Рэ. Она была очарована его умом и широтой взглядов, Пауль же попросту без памяти влюбился. Он предложил Лу стать его женой. Но девушка огорошила его странным решением: «Современный европейский брак – выдумка христиан, а так как она атеистка, то замужество по христианским канонам ей ни к чему». Она намерена посвятить себя исключительно духовной деятельности и добровольно избирает обет безбрачия. Вместо традиционного брака Лу изобрела кое-что новое: духовную коммуну, и предложила Паулю участвовать в ней.
Лу и Ницше: от любви до ненависти…
В 1982 году Пауль познакомил Лу со своим другом Фридрихом Ницше. Тогда он еще совсем не был знаменит. Так случилось, что «молодая русская» стала первой и единственной женщиной, полностью захватившей его сердце и ум. До этого его пленяла только философия.
Ницше был потрясен образованностью Луизы, он воспринимал юную девушку как равную собеседницу. Он поведал ей о детстве в религиозной семье, о первых сомнениях, об отчаянии, охватившем его в тот момент, когда окончательно разочаровался в Боге. У Лу и Фридриха действительно было много общего.
Некоторое время спустя Ницше предлагает Луизе руку и сердце, но целеустремленная девственница не собирается ради него изменять своим принципам. Отказ Лу ударил по самолюбию философа. Так в их «высоких» отношениях начался разлад. Возможно, тогда ему пришло в голову знаменитое: «идешь к женщине, захвати плетку», хотя на их совместной с Паулем и Лу фотографии плетка в руке именно у нее.
В окончательном разрыве Ницше и Лу большую роль сыграла сестра философа, Элизабет, ненавидевшая «русскую» за то, что та «украла» у нее брата. Вскоре после расставания философ написал знаменитую «Так говорил Заратустра». В нем описан новый тип сознания – человек, для которого высшим авторитетом является только собственная воля. Такой и была Лу.
В 1894 Луиза словно бы в ответ написала «Фридрих Ницше в своих произведениях». В книге все было четко и объективно, ведь никто так тонко не понимал философа, как она. Этот труд принес Саломе славу публицистки. Вскоре после выхода книги её философские работы и художественную прозу начали печатать самые престижные журналы Европы. Самые модные критики наперебой восхищались её талантом.
Замужество и новые открытия
В июне 1886 Лу выходит замуж за профессора кафедры иранистики Берлинского университета Фридриха Карла Андреаса. Вскоре приходит известие о гибели в горах Пауля Рэ. Скорее всего, это было самоубийство.
Так что же: Лу поступилась обетом безбрачия? Не совсем: перед свадьбой невеста поставила условие – никакой интимной близости. Счастливый жених, правда, легкомысленно принял это за «девичьи выдумки» и все ждал, когда же они пройдут, но увы… Были они близки или нет, для биографов это так и осталось загадкой.
Лу было уже за 30, когда в её жизни появился Георг Ледебур, один из основателей Независимой социальной демократической партии Германии. На этот раз разум Лу не смог совладать с женским началом, Георг сумел стать для нее именно мужчиной. Узнав об этом, муж на ее глазах попытался покончить с собой. Но Лу ему все равно не подчинилась. Женские чары пробудились в ней с новой силой, и с тех пор она искусно пользовалась своей властью над мужчинами.
Саломе предалась исследованию инстинктов. Список её знаменитых возлюбленных весьма обширен: писатели и философы Шницлер, Гауптман, Теннис, Эббингхаус, Гофмансталь, Ведекинд, режиссер Макс Рейнхардт и так далее.
В 1910 Лу Андреас-Саломе издала очередную свою работу «Эротика». Книга почти сразу стала бестселлером. «Ничего так не искажает любовь, как боязливая притирка друг к другу… один любимый человек «прививается» к другому, это позволяет одному паразитировать за счет другого, вместо того, чтобы каждый пустил корни в собственный богатый мир». Лу и Андреас прожили вместе более сорока лет. Но так друг к другу и не «притерлись».
Лу и Рильке
Особая страница в книге жизни Лу Саломе – роман с поэтом Райнером Марией Рильке. Когда они познакомились, ему было 21, ей – 35. Рене (именно по совету Лу позже он сменит имя на более мужественное Райнер) поселился вместе с Лу и Андреасом в Шмагендорфе. Позже Лу и поэт отправились в знаменитое путешествие по России. Их роман длился около трех лет, но до конца жизни Рильке они остались близкими друзьями.
Райнер долгое время страдал от приступов тяжелейшей депрессии. Лу сумела вернуть его к жизни. Она бесконечно терпеливо выслушивала поэта, пыталась понять причину страданий и облегчить их. Уже тогда в Луизе проснулся талант психиатра.
Лу и Фрейд
Жизнь Лу была зеркалом эпохи перемен. Многовековые патриархальные традиции трещали по швам. В это время популярным становится психоанализ. В 1908 году в Зальцбурге состоялся I Международный психоаналитический конгресс. Лу увлеклась идеями Зигмунда Фрейда, объяснявшего, что в основе всех действий человека заложены сексуальные инстинкты. В возрасте 51 года Лу стала ученицей великого австрийца. Она преклонялась перед его идеями, психоаналитик был влюблен. Он посылал ей цветы, провожал до отеля. За любое отступление от догматов учения, Фрейд порицал своих учеников. Но так было с другими. Лу он прощал всё.
Мужчина и Женщина
Согласно теории Лу Саломе, «мужчина и женщина – существа различные принципиально. Мужчина целиком направлен на внешний мир, он ищет в любви лишь удовлетворения, мгновенной разрядки напряжения, для женщины же любовь – всё, пол разлит по всей плоти ее организма, по всему полю души».
Несмотря на то, что Луиза всю жизнь отстаивала право женщины на независимость в суждениях и поступках, она была далека от принципов феминизма. Да и навряд ли мужеподобной феминистке удалось бы очаровать такое количество великих мужчин.
– А как же вы сами? – спрашивали ее. – Писательство, философия, психиатрия – территория мужчин. – Нет ничего более нелепого для женщины, чем тягаться с мужчиной в профессиональном успехе, – отвечала Лу. – Я не избирала никаких мужских профессий и ни с кем не соревнуюсь, эти занятия сами нашли меня.
Луиза – психиатр
В Геттингене Луиза открыла психологическую практику. Слава о женщине-психиатре распространялась молниеносно. Саломе обладала природным даром слушать и понимать другого человека. Она смело нарушала заповеди и каноны, руководствуясь только собственной интуицией. Ей сопутствовал успех, пациенты стекались рекой. Луиза фон Саломе была одной из первых в мире женщин-психиатров, и наверняка первой самой успешной.
Лу, Россия и войны
Грянул 1914. Германия, в которой жили Лу и Андреас, объявила войну России, где остались ее родные. В той войне Саломе не стояла ни на чьей стороне – ни своей родины, ни той страны, где она теперь жила. Пациенты Лу, побывавшие на войне, делились с ней всем, что довелось увидеть. Она пыталась облегчить их боль, сама страдая оттого, что не может помочь любимым братьям, сражающимся по ту сторону баррикад.
Революция лишила Лу остатков ее состояния и надежды увидеть родных. С Андреасом они по-прежнему были вместе. С ними жила внебрачная дочь Андреаса, Мария, любимая падчерица Лу, у которой не было собственных детей. Время от времени к семейству присоединялся очередной «друг» жены. Карла Андреаса это уже не удивляло.
Тем временем в Германии разгорался «коричневый» пожар национал-социализма. О Луизе вспомнила её давняя «подруга» – Элизабет Ницше, ставшая теперь фрау Ферстер. Она много сил положила на то, чтобы отредактировать наследие брата в духе нацисткой идеологии. Лу позволила себе заметить, что «Ницше был таким же нацистом, как его сестрица – красавицей». Этого Элизабет простить ей не могла. Она развязала против Луизы кампанию, приписав ей «финское еврейство». Над Лу и ее семьей нависла серьезная угроза концлагеря, но уезжать из Германии она наотрез отказалась.
Последние аккорды
Лу Андреас-Саломе умерла 5 февраля 1937 года в своей постели. Умерла «очень вовремя». Ей не довелось узнать, что в 1938 фашисты оккупировали Австрию, и ее любимый учитель Фрейд стал фактически узником гетто. Только благодаря выкупу в 100 тысяч шиллингов, который заплатила за него пациентка принцесса Мария Бонапарт, его семья эмигрировала в Англию. В сентябре 1939 официально началась вторая мировая. В это же время врач по просьбе больного раком Фрейда сделал ему смертельный укол. Не узнала Лу и о том, что многие ее знакомые, друзья и пациенты погибли в фашистских концлагерях. А в далекой и нежно любимой, но уже такой другой России в застенках НКВД закончили свои дни ее племянники и двое братьев.
Она всегда была против торжественно-лицемерных речей и пышных похорон, и ушла тихо и с достоинством. На её скромном надгробии нет никаких надписей. Сразу после смерти Луизы ее книги были сожжены нацистами.
Луиза всегда балансировала на грани страстей. Она разрушала, сама того не желая, жизни и судьбы, но само ее присутствие было катализатором творчества для многих великих. Но была ли счастлива сама вечно мятущаяся муза?..