Интересно, как долго мы будем изживать это коллективное сознательное, заложенное в нас советским прошлым? Пытаюсь отучить себя мыслить с оглядкой на чужое мнение. Но пока не всегда удается. Обязательно возникает сомнение, когда надо посоветоваться с большинством – переложить ответственность за принятие решения на плечи коллектива. Задайте себе вопрос: кто любит толпу? Утвердительно, я думаю, никто не ответит. Зато массовое сознание до сих пор берет верх. Один известный менеджер-управленец приводил мне пример. Российский молодой предприниматель решил открыть в глубинке завод кисломолочных продуктов. Рабочими на его предприятии должны были стать обитатели окрестных деревень. Народ оказался не только пьющий, но и ленивый. Работы ни у кого нет, а трудиться не хотят. Ну что с ними делать? Как очень грамотный бизнесмен, он пригласил мониторинговую группу. Ребята месяц трудились, но так и не выяснили, чем можно заинтересовать народ, как его мотивировать. Но предприниматель настойчивый был – не отступился. Еще раз пригласил, но уже другую группу. И та, наконец-таки, выяснила: единственное, что может крестьян мотивировать, так это то, что скажет сосед Петров. Ориентируясь только на этот вывод, бизнесмен смог наладить вполне успешное производство кисломолочных продуктов в родной деревне.
Яркий образец подобного мышления – моя бабушка. Что скажут люди? Ей всегда было важно услышать мнение соседей или просто чужих людей. Поэтому такое явление, как показуха, процветало. И происходило это со всей страной. Снаружи все выглядело чисто и красиво, а внутри плесень. Чужое мнение или замечание способно было изменить жизнь моей бабушки самым кардинальным образом. Расскажу безобидный случай. Эта история могла стать романтической, но получилась юмористической. Тогда мои бабушка и дедушка только начали встречаться. Она жила с сестрой в маленькой комнатенке. Он пришел к ней в гости с другом. Ради такого случая девушки купили незнакомую им доселе морскую рыбу – селедку. Сестры до этого жили в деревне и едали только карасей. Почистили они селедку, как смогли – только не поняли, а почему же эта рыба без чешуи. Когда приглашенные кавалеры решили полакомиться знатным угощением, то наткнулись на препятствие в виде тонкой кожицы на рыбе. Тогда мой дед, рожденный на берегу Черного моря, сказал: «Эх, а селедку вы чистить не умеете». В общем, оконфузилась моя бабушка, но рыбу эту с тех пор чистит идеально. А потому и салат «Под шубой» у нее всегда самый вкусный. Хорошо, когда чужое мнение или комментарий вот так нас воспитывают, как будто занозой впиваются в наше сознание и изменяют нас к лучшему. Главное, чтобы не случалось наоборот.
Наши мамы – тоже образец коллективного мышления и воспитания. Они обязательно сравнивают своих внуков с соседскими и переживают, что ходить начали позже и считать не научились, а уже пора бы. Наши родительницы всегда хотели, чтобы и мы не выделялись из общей массы, были, как все. Любимая их фраза: “Все у вас не как у людей”. Стремление к этой усредненности во всем меня огорчает. Хотя потихонечку ситуация меняется. Внуки уже не хотят быть похожими на всех. Они – разные, они – яркие, и не стесняются этого.
Усредненность лишает мир красок. Пока еще очень медленно стираются шаблоны из моего сознания. Оказывается, они занимают там очень много места. Вместо них появляется много новой информации, которая удивляет и радует. И тогда я способна делать свои маленькие открытия, и я горжусь ими без оглядки на то, что скажет сосед Петров.