Ноябрь – месяц метаморфоз и перевоплощений. Золотистый шелковый атлас осени путем загадок природы и настроений превращается в заснеженный мех. Тонкое становится грубым. Светлое сменяется серым. И на переломе осени и зимы хочется надежной защиты. Такая возникает надежда: мол, сильные адвокаты души помогут справиться с катаклизмами в отношениях и человеческом взаимодействии.
Давным–давно ноябрь мне подарил совершенно ошеломительную весть. Я не была к ней готова, но после трёх недель какой-то температуры и хандры пришлось набрать «03» и вызвать врача на дом. Пока ехала скорая, я успела сходить на вокзал, мне почему-то жутко хотелось жареных пирожков с капустой. Я купила два. По 6 рублей каждый, и быстро их съела. А женщина–доктор через каких-то минут десять объявит мне: деточка, тебе не температуру лечить надо, а к гинекологу сходить. Шесть недель беременности. Не знаю, кому как, но для меня эта новость перевернула жизнь с ног на голову. На тот момент в моей семье никаких отношений не складывалось. По всему было ясно, что семейная лодка разобьется не о быт, а о целый айсберг непониманий. Я позвонила домой – поделиться тем, что грядет. Мама совершенно отчетливо произнесла: «Делай аборт и возвращайся домой». Ничего я делать не стала. И именно тогда я впервые задумалась, а что есть ПРЕДАТЕЛЬСТВО? Даже в таком внутриутробном виде?
…Прошло 12 лет. У меня выросла дочь, которая уже сама стала интегрироваться во взрослую жизнь. И вот первые слезы неподдельных огорчений.
– Никакие они мне не друзья, раз так говорят про меня… А ведь я их считала близкими … Мы ведь дружили еще с яслей.
В 12 лет у моей Сони вера в дружбу закончилась. Она всегда гуляла с пацанами, а теперь переехала и стала с ними видеться всё реже и реже. А те, совершая свои детские шалости, настолько далеко зашли, что за дело принялась милиция. Какая невинность снять с «Мерседеса» значок? Да и у «Вольво» буквы красивые! За месяц набралось машин тридцать – юная шпана была особо разборчива в иномарках. Зато хозяева молчать не стали. И тут-то друзья-товарищи решили списать всё на девчонку. С ними не гуляет, далеко от них живет, мол, менты – они и искать её не будут. Но менты нашли, стали задавать вопросы, и тут-то обман надел одежду предательства. Как горько видеть своего ребенка, который впервые принимает разочарования. Это не колесо отпало у самоката. Это не рука у куклы сломалась. Это что-то в душе надломилось и заставило рубец зачерстветь и огрубеть. Настоящая прививка. И только сейчас, успокаивая свою дочь, я задумалась: а что же на самом деле есть это самое предательство? И можно ли получить от него страховку, и остаток жизни прожить припеваючи?
Залезла к Далю. Обратилась к великому собирателю и толкователю. Он совершенно четко написал: предательство – это промышлять лукавым обманом.
А ведь от этого никто никакого противоядия не придумал. Моя дочь узнала предательство в таких белых одеждах. Когда трусливая душонка в страхе наказаний решает пойти на ложь. Так всё в человеке начинает дрожать, что такой вот изъян души виден сразу. А ведь и срока давности у предательства быть не может.
Моя знакомая – спортсменка Лера. Мастер спорта по пулевой стрельбе. Он прожила со своим мужем тоже почти 12 лет. А в его день рождения встала рано утром, сварила кофе, сделала тосты, намазала их сливочным маслом и сказала своему благоверному: «Жить я с тобой больше не могу и не хочу». Через полгода они оформили официальный развод. Спрашиваю её:
– Лер, а как ты думаешь, это тоже предательство?
Нет, Лена… предательство – это когда нож в спину, а когда так открыто, честно и искренне…Нет, не предательство. Предательство, это когда его мать сильно хотела выйти замуж, а на руках у неё была больная мать, так она взяла её и отдала в дом престарелых. Чтобы жилплощадь для своей собственной семьи получить. А женишок не сильно-то хотел уживаться с дряблой тещей. Так она там умерла от тоски, понимаешь, от т-о-с-к-и.
И прокляла свою дочь. Семейного счастья у неё так и не получилось. Рождались дети и до года умирали. А муж её потом в черную спился. Моего благоверного она родила уже во втором браке. И до сих пор своего бессовестного поступка она так и не осознала. Как тогда свою родную мать взяла и выбросила на помойку… Как ненужный рюкзак с просроченной тушенкой. А ведь это был именно тот человек, который ей жизнь подарил. Вот, Лена, где предательство.
Я открыла рот. Мне такое даже в страшном сне никогда не могло присниться. И ведь так на самом деле и есть – чаще всего на предательство идет первой женщина. Сначала не поделили первую пару чулочек в общаге, потом первого парня на округе, потом вот мать так легко можно отправить в отставку. Неужели это женская природа такая? Я не думаю сейчас о том предательстве, что шипит тебе в спину из курилок. Там просто отрыжки зависти, когда не хочется захлебнуться собственной слюной. Проще плюнуть кому-то в спину. А сказать что-то в лицо – лукаво страшно. Я думаю о том, почему в поисках лучшей доли женщина вот так запросто берет и меняет вокруг себя людей, как перчатки.
Какое же всё-таки предательство многоликое! Пазллы картинок стали мелькать одна за другой. Иуда предал Христа. Тридцать шекелей – цена предательства тогда. За идею и веру. Квартира и желание выйти замуж – цена предательства дочери. Тридцать значков с дорогих авто – цена предательства нынешних подростков. Неужели у каждого из них настолько сильная вера в собственную безнаказанность, что так легко можно маршировать кондовыми сапогами по чужой душе. Прошелся, избавился, а потом шелковый атлас сменил на заснеженный мех. Интересно, если я рожу еще одного ребенка? Будет ли это предательством по отношению к моей дочери?