Уникальная челябинская семья Зевакиных не ропщет на судьбу и ценит все дарованные ею подарки
В ноябре 2000 года Татьяна Редких стала Зевакиной, взяв фамилию мужа Андрея. Пышное платье невесты, строгий костюм жениха, улыбки, цветы, туш, шампанское – традиционные атрибуты свадебной церемонии. Необычным было то, что всю церемонию молодожены провели сидя.
Когда-то оба были жизнерадостными, подвижными подростками. Такими, как на снимках в домашнем альбоме: вот Таня на «своих двоих», вот Андрей пританцовывает в веселом кругу приятелей. А потом… Таня сломала позвоночник, когда ей было 17 лет, Андрей – в 15. Потеря подвижности, инвалидные коляски. Физическая и моральная ущербность такого состояния понятна только тем, кто его пережил. Далеко не всем удается выйти победителем из борьбы с одиночеством, безысходностью, ощущением ненужности.
Тане и Андрею повезло: судьба связала их, и, словно пытаясь сгладить свою вину, подарила любовь. Они познакомились на соревнованиях инвалидов по гонкам на колясках. Как в этой круговерти разглядели друг друга? Их притянуло друг к другу неведомой силой. Но она вернулась домой в Коркино, а он остался в Челябинске. Потом случай свел их на Ильменской турбазе, куда оба приехали на сборы как активисты среди спортсменов-инвалидов. Стали переписываться, созваниваться. Фортуна снова устроила им свидание, на этот раз в Еманжелинске, в спинальном центре, где два месяца они провели на лечении. Влюбленные отважились участвовать в сплаве по горной реке в группе инвалидов из разных городов России. На такой эксперимент решаются только отчаянные! Испытание еще больше сблизило их. Сначала Андрей пригласил свою подругу в гости, потом сам съездил к ней. Прикованным к коляске людям перебраться из города в город ой как непросто! В России пока что не решены многие проблемы людей с ограниченными возможностями. Тяжко стало жить в разлуке. Поняли: они – те самые половинки, которым суждено соединиться. Зинаида Артемьевна, мама Андрея, врач по профессии и лекарь душевных ран по призванию, сказала: «Хватит мыкаться. Забирай Татьяну».
Врачи твердили ей: «О детях даже не мечтай». «Никого не слушай, будет у нас малыш», – убеждал Андрей любимую. Когда-то ему говорили, что он всю жизнь обречен лежать. Но он сел. Может сам передвигаться в коляске. Значит, и врачи допускают ошибки? Влюбленные еще раз убедились в этом, когда Таня призналась Андрюше, что беременна. Вот тут родители и сказали: «Ребята, давайте играть свадьбу. Отношения надо узаконить».
На бракосочетании было много гостей. Узнав об уникальной паре, Зевакиных пришел поздравить тогдашний мэр Челябинска Вячеслав Тарасов, пообещавший молодым поддержку. А представитель губернатора области Петра Сумина передал супругам его наказ: непременно родить ребенка.
Сильные и терпеливые
Каково в ее положении носить будущего ребенка – знает только Таня и ее близкие. Может, кто-то и сомневался в положительном результате, только не они. Не боясь сглазить, Андрей и Таня своей радостью делились со всеми. Предстоящее рождение малыша их окрыляло. Ограниченные возможности? Как бы не так!
В тот момент кроме молодоженов и родителей Андрея вместе с ними жили его дед с бабушкой. Без любви, терпения и взаимопонимания во что могла бы превратиться жизнь в трехкомнатной малогабаритной «хрушевке»? Но все Зевакины оптимисты. Нашлось даже место для растений, аквариума, клеток с морскими свинками и хомячком. Мудрые родители Андрея создали для них с Таней кусочек внешней среды, с которой они общаются реже других людей.
Танюша хлопотала на кухне, радуя семью кулинарными изысками. Андрей так вошел в роль хозяйственного мужа, что сам решался ездить на рынок за покупками, а это, между прочим, километра полтора от дома. Случалось, коляска переворачивалась. Спасибо, прохожие всегда помогали.
В апреле 2001 года у Зевакиных родился здоровый, крепкий мальчик. Зная, что имя накладывает отпечаток на судьбу человека и его характер, родители назвали сына Глебом, что значит сильный, терпеливый. Первые прогулки малыш совершал на руках у бабы Зины. Когда подрос, родители сами стали гулять с ним. Трое в колясках…
Самостоятельно выбираться на улицу из неприспособленного для проживания инвалидов дома и возвращаться обратно им, конечно, было не по силам. Как и разрешать многие другие проблемы. Благодарные родне и друзьям за повседневную заботу, молодые Зевакины, тем не менее, мечтали о собственном гнездышке. Их не пугали бытовые трудности, а ребенок, словно понимая ситуацию, рос удивительно спокойным.
– Главное – не замыкаться в себе, не отчаиваться, – сказал тогда Андрей. И добавил:
– Это я говорю для тех, кто пасует перед обстоятельствами.
Ключи от счастья
В сентябре 2001 года экс-мэр города Вячеслав Тарасов вручил этой семье ордер на двухкомнатную квартиру. Дом на улице Василевского в Ленинском районе сдан первым из тех, что начали строиться в Челябинске с учетом условий для проживания инвалидов. Вдоль фасада – пандус: наклонная дорожка с перилами, чтобы колясочники могли въехать к двери подъезда без посторонней помощи. Кроме Зевакиных в доме живет еще одна семья инвалидов. Окна этих двух квартир предусмотрительно «закрыты» решетками: все-таки первый этаж. За домом – озеро Смолино, во дворе – детская площадка.
Переехали они туда не сразу: квартира нуждалась в обустройстве, не было необходимой мебели. Когда о новоселье Зевакиных сообщили местные СМИ, одна фирма вызвалась снабдить необычную семью мебелью. Прислали специалистов для замеров и предложили: «Просите, что хотите».
– Ну, я и попросил! – сам над собой подсмеивается Андрей. – «Прихожку», спальню, мягкий уголок, кухонную мебель. Видимо, напугал своей «жадностью». В результате мы не получили ничего.
Когда Глеб начал ходить, продали его коляску и купили обеденный стол овальной формы – чтоб «не цепляться» колесами за углы. Подкопили и приобрели недорогой кухонный гарнитур. Сестра Тани где-то нашла списанную мебель для прихожей, комод тоже кто-то подарил, полки для книг и игрушек сделал дед Глеба.
Какое-то время жили без телефона. Отсутствие экстренной связи – большой риск: мало ли что случится с ребенком, ими самими. Мало того, телефон – это возможность общаться с внешним миром. Наконец, благодаря заботе городских властей и он появился.
Андрей не потерял интереса к домашней живности. Сказочно смотрится большой аквариум с золотыми рыбками. Разноцветный попугай живет своей «клеточной» жизнью. Всеобщий любимец – крошечный, но очень вертлявый той-терьер Пулька. Благодаря песику Глеб приучается к ответственности. Они носятся друг за другом по квартире, а родители с удовольствием наблюдают за этой суматохой.
Можно только удивляться, как они, на грани циркового артистизма, передвигаются по тесной прихожей, небольшим комнатам.
« Да что вы, разве тесно!» – восклицает Таня. Всегда мечтала о просторной кухне с большим светлым окном, и мечта моя сбылась. У нас иногда собирается до двадцати гостей, все вмещаются. Есть идея сделать лоджию, чтобы увеличить размер одной из комнат.
Сначала они скопили денег, чтобы построить гараж рядом с домом. «Ока» полагалась им бесплатно, но малолитражка им мала: некуда пристроить коляску, а как без нее! Андрей однажды повез Глеба к его второй бабушке в Коркино. А самому пришлось весь день просидеть в машине. Им бы складную коляску «Гармония», хотя бы одну на двоих, но она больших денег стоит. Пока «путешествуют» вокруг дома. Иногда вместе с друзьями жарят на берегу Смолино шашлыки.
Раньше, выходя втроем на улицу, боялись: вдруг несмышленый Глеб убежит и не дай бог попадет на проезжую часть. Но карапуз ни разу не подвел родителей. Он к ним очень привязан. Без мамы даже засыпать не соглашался. Она придумала уговор: «Ты спи, а я пока твой велосипед помою».
Когда сыну исполнилось два года, его определили в садик. Ему там нравилось, только малыш не очень понимал, отчего других детей сопровождают родители, а его приводит и забирает соседка? Почему его мама с папой не ходят ножками, как все, а передвигаются на колясках? Он задавал им эти вопросы, и они старались найти такие слова, а главное – так устроить свою жизнь, чтобы их ребенок гордился ими и никогда не испытывал чувства неловкости.
– Почему, – спросила я Таню, – у вас, людей с ограниченными возможностями, все ладится. Сын воспитан, быт налажен, уют, чистота, душевная атмосфера. Много надежных друзей. А у других руки-ноги в порядке, а они все время скулят, жалуются?
– Может, они жизнь не ценят? – пожала Таня плечами. И призналась, что плохое настроение их тоже не обходит стороной. Скажем, нехватка денег – кого она может радовать? Андрей в свое время заочно получил образование бухгалтера, но подходящая работа так и не подвернулась. Потом окончил компьютерные курсы. В последнее время открыл страницу на интернет-сайте «Одноклассники», ночами просиживает у монитора. Таня увлечена вязанием. Это занятие – еще и подспорье для семьи: вязаные изделия хорошо покупаются. Таня трудится диспетчером в газете «Вторые руки», принимает по телефону рекламные объявления». Андрей временно не работает.
– Ничего, малыш, скоро уеду на заработки и привезу кучу денег, – говорит он жене. Грустная шутка: в передвижении они ограничены. И, конечно, безмерно благодарны родителям Андрея за заботу о Глебе. Нынешним летом они свозили мальчика на море. Дедушка третий год водит Глеба в детскую школу при хоккейной команде «Трактор». К удовольствию мамы с папой мальчик делает большие успехи.
В сентябре Глеб пошел в первый класс. Началась новая глава в жизни Зевакиных.
Любовь и голуби
Ну, как же им везет! У них добрые родители, славные друзья, внимательные соседи. Однако, узнавая их ближе, понимаешь: они этого заслуживают. Терпением, мужеством, умением не злиться на свой удел и никому не завидовать.
У них большая тяга к полнокровной жизни. Ребята не позволяют судьбе сузить мир до пределов двухкомнатной квартиры. Всегда в круговороте общения. Дефицит передвижения компенсируют контактами по телефону и с помощью Интернета.
– Это не они от нас, а мы от них заряжаемся здоровой энергией, – говорят друзья семьи.
Зевакины не любят жаловаться, по максимуму решая свои проблемы самостоятельно. Но не всё удается. Как-то в разговоре Таня поделилась со мной своими заботами. В ее устах это прозвучало так: «У меня есть мечта». Мечтала она всего лишь о ремонте: мол, позарез нужно освежить квартиру, не знаем, как с этим справиться. Я пыталась найти спонсоров. Говорила с директорами ремонтно-строительных предприятий, обещая «пиарить» их в СМИ. Те отвечали отказом: «Прочтут другие инвалиды, на нас обрушится шквал просьб». Таня и Андрей не обиделись. Оптимисты. Если отобрала судьба возможность стоять на ногах, то руки они не привыкли опускать. Как могли, сами навели в квартире «косметику».
Не так давно Андрей с помощью мужиков из мебельного цеха, что примыкает к дому, смастерил во дворе голубятню. Семилетний Глеб помогает ему ухаживать за пернатыми питомцами. Голубями Андрей занимался еще в детстве, до травмы. Сейчас их у него 20 пар: белых, черных и рыжих. Таня, подобно героине фильма «Любовь и голуби», ворчит на мужа: мол, семейные деньги уходят на забаву. А сама долгим взглядом провожает взмывающих в небо красавцев и с нежностью взирает на своих мальчишек.
– Представляете, – смеется Таня, – Андрей перевез в голубятню нашу кухонную мебель. А мне сделал сюрприз: скопил денег и купил новую.
А еще сделали симпатичную беседку для дворовых посиделок с шашлыками. Рядом Таня разбила несколько грядок, лук и редис к летнему столу обеспечены.
– О чем сейчас мечтаешь? – спросила я ее, когда нынешней весной мы гостили у Зевакиных, наслаждаясь общением и ее фирменной пиццей.
– У меня три мечты, – открыла Таня свою душу. – Мы с Андреем не видели моря. Съездить бы вместе с сыном, например, в Турцию. Знакомые говорят, что там все оборудовано для таких, как мы. По-прежнему мечтаю окончить ремонт в квартире, если деньги появятся. А третья мечта (только не смейтесь) принять участие в программе «Охота» телеканала «Восточный экспресс».
Пусть исполняются мечты
Я позвонила в «Восточный экспресс» Павлу Михайлову. Он откликнулся и начал «охоту» на чету Зевакиных. Те три недели стали для них обретением нового жизненного опыта. Съемочная группа полюбила своих необычных героев. Они стали сотой по счету и самой уникальной парой. На проект всегда попадают люди, находящиеся в кризисных ситуациях, но такой истории там еще не было.
– Сначала я побаивался ехать к ним, – поделился Павел. – А встретил таких светлых людей! В доме у них уют и чистота. Атмосфера полна доброты и юмора.
Супругам пришлось пройти через два этапа, условно называемых экстремальным и гламурно-шопинговым. Впечатлений хватит надолго. Андрей рассказал Павлу, что в детстве, когда был здоров, отец водил его в горы. Возникла идея вывезти ребят на берег горного озера Зюраткуль и в одноименный эко-парк. Там основательно подготовились к приезду. Даже пандусы смастерили для удобства передвижения героев. Маршрут от них держали в тайне. Когда из машины открылся божественный вид, оба закричали, потрясенные.
Их пересадили в карету, запряженную лошадьми. Впервые за долгие годы они взглянули на мир не снизу, а сверху. По экологической тропе друзья покатили их в горы. Андрей горланил: «Ура, мы на крыше мира!». Позже он сказал Павлу: «Ты вернул меня на 17 лет назад».
«Охота» для них – прорыв сквозь обыденную жизнь, в которой не так уж много разнообразия. Способ доказать себе и миру, что даже в «сидячем» положении можно шагнуть за горизонт.
Зевакины не перестают верить в чудеса. Может, XXI век подарит человечеству новые знания, которые дадут таким людям, как Таня и Андрей, шанс подняться из колясок. А пока их поддерживает рецепт древний, как мир: любовь.