Основанная ровно 60 лет назад в маленькой мастерской на севере Израиля компания ISCAR сегодня – один из мировых лидеров в области производства металлорежущего инструмента. Наряду со многими феноменами бизнеса, бренд ISCAR уже стал историей – инновации сделали компанию одной из самых быстрорастущих в своем сегменте рынка. О том, каково место ISCAR на рынке и чем является компания для него лично, рассказывает Михаил Витебский, генеральный директор челябинского филиала ISCAR.
—Сколько в России филиалов ISCAR?
-Их два – в Москве и в Челябинске. При этом оба офиса совершенно равнозначны, и каждый из нас ведет работу на определенной ему территории. Мы являемся дочерней компанией ISCAR Ltd., и уже сами открываем свои филиалы; в Красноярске, Омске, Магнитогорске, Нижнем Тагиле и в Симе есть наши представительства. Вообще, филиалы и представительства ISCAR Ltd. присутствуют в 65 странах мира. Все они совершенно самостоятельные коммерческие и производственные структуры с оборотом в десятки и сотни миллионов долларов.
—Я думаю, с заказчиками у вас здесь не возникает дефицита.
-По плотности промышленных производств Урал, и Челябинск в частности, является одним из лидеров не только в России, но и в Европе. Я горд сообщить, что практически все крупные предприятия области – наши заказчики. Но мы работаем не только в городе и области. За «Искар РФ Восток» закреплена огромная территория – от Уральских гор до Японии.
-Территория огромная, хочу сказать…
-Нам тяжело, но мы справляемся. И поскольку главным принципом компании является максимальная близость к заказчикам, мы строим взаимодействие с ними и через свои региональные представительства, и через авторизованных дистрибьюторов.
—За счет чего идет такое стремительное развитие ISCAR?
-Я думаю, основных причин две: постоянные инновации и доброжелательное отношение к людям, как к своим работникам, так и к заказчикам. Если говорить конкретно, то выход ISCAR на международный рынок ознаменовался созданием линий CUT-GRIP и SELF-GRIP (отрезные и канавочные резцы). Принципиальное их отличие состоит в том, что пластина закрепляется в державке лишь за счет сил упругости последней и не требует никаких дополнительных зажимных компонентов. В 70-е гг. прошлого века это была настоящая революция. Потом последовали не менее инновационные разработки HELIMILL, CHAMDRILL, MULTI-MASTER. Все эти знаковые нововведения уменьшают время замены пластин, сокращают машинное время, увеличивая, таким образом, производительность труда и сокращая себестоимость продукции.
—Это своего рода защита от конкурентов?
-Конкуренты есть всегда, везде и у всех. Это и хорошо, и плохо. Хорошо потому, что присутствие конкурента не дает расслабиться, а плохо потому, что приходится с кем-то делить рынок. Говоря о конкуренции, повторю слова Президента ISCAR Ltd. Якова Харпаза – «главный конкурент ISCAR это сам ISCAR». Чуть меньше 10% оборота ISCAR global внедряются в разработки новейшего инструмента, и зачастую с инструментом ISCAR происходит то, что происходит, например, на рынке электроники. Пока на рынок выходит iPhone 4, iPhone 5 уже в пути. Не успел потребитель купить последнюю модель, а на рынке уже появилась новая, усовершенствованная.
—Вы бывали на производствах в других странах?
-Да, доводилось. Но лучше всего я знаком с производством ISCAR в Израиле, поскольку я проработал 10 лет в штаб-квартире ISCAR на Тефене в отделе маркетинга, и имею очень четкое представление о производствах в Израиле и в России. Об уровне автоматизации и технологии производства на Тефене можно судить по тому, что один работник может управлять производством цеха ночью с домашнего компьютера. Но есть уникальные и оптимистичные примеры и в нашем регионе: это один из наших заказчиков – завод «Агрегат» в Симе. Я бы рекомендовал многим производственникам побывать там и посмотреть, как построено производство предприятия. Оно не просто соответствует западным образцам, оно во многом их превосходит.
—Вы сказали, что ISCAR уделяет особое внимание своему персоналу – в чем это проявляется?
-Внимание к человеку – одна из основных черт компании ISCAR, в том числе и в Челябинске. Я абсолютно убежден – человек, не довольный компанией и условиями работы, не может работать эффективно, полноценно и добросовестно. Мы постоянно поощряем сотрудников и морально, и материально.
—Что для вас важно в ваших сотрудниках?
-Нет никакого специального списка требований. Профессионализм, доброжелательность, отсутствие хамства. Для меня очень важны пунктуальность и точность. Умение принимать решения и нести за них ответственность.
—Как руководитель, какой модели управления придерживаетесь?
-Я бы провел параллель с американской полицией. При первом задержании они очень доброжелательны, улыбаются и достаточно мягко пытаются объяснить, что так-то и так-то поступать не следует. На второй раз улыбка тускнеет, а на третий – разговор может быть очень жестким. Но как бы ни шел разговор, я ни разу не позволил себе заявить сотруднику: «Ты не умеешь работать, я тебя уволю!» Могу вспылить, повысить голос, но никогда не позволю себе оскорбить человека.
—Это характер?
-Скорее, воспитание. С характером приходится бороться.
—Вы ведь родом из Челябинска?
-Да, я здесь родился, вырос, получил образование, в 90-м году мы переехали в Израиль, а спустя 20 лет я, получив назначение на должность директора «Искар Россия Восток», вернулся в Челябинск.
—Охотно вернулись?
-Не охотно, а с удовольствием! Это родной для меня город.
—Каким вы увидели город после многих лет вашего отсутствия?
-Заметно выросло благосостояние челябинцев – обилие машин, магазинов, ресторанов, торговых центров, высотных зданий. Город приобрел энергетику и динамику крупного современного мегаполиса. Но с улиц исчезли красивые девушки – они пересели в машины, переселились в офисы. Если в пору моей юности, зайдя в троллейбус, можно было увидеть минимум одну симпатичную девушку, то теперь можно пройти полпроспекта Ленина и не увидеть ни одной.
—А когда выдается свободное время, как проводите?
-Я человек достаточно старомодный – люблю книги, встречи с друзьями, театр. Читаю русскую и зарубежную классику, современных западных писателей. Обожаю русскую баню, люблю путешествия и французских импрессионистов.
—Вы не считаете себя трудоголиком?
-Стараюсь им не быть.
—Бизнес-планирование на 2013 год уже началось?
-Предварительное, но конкретные установки пока не ставились. Когда я принимал компанию летом 2009 года, кризис был в самом разгаре. Была поставлена задача придти к продажам в 10 миллионов долларов через два года. Немного просчитался – мы пришли к этому результату через два с половиной года. Сейчас я осторожничаю и наблюдаю за ситуацией в Европе, но надеюсь, что 2013 год принесет нам увеличение объемов продаж и, соответственно, рост компании в целом.