Первое впечатление: образован, воспитан, спокоен как давно практикующий йог, но с огоньком в глазах. Дмитрий много рассуждает о специфике России, считает, что Европа зря видит в нас врага, и говорит о происках Америки в этих вопросах международной дружбы. Целенаправленно изучением философской литературы не занимается. Но поделиться своей точкой зрения в жарких дружеских спорах любит. У каждого, полагает Дмитрий, есть свой лимит возможностей. Но любой результат должен быть ценим и уважаем. Неважно, гуру ты от бизнеса или дворник, главное –прийти к жизненному финишу с ощущением, что не зря на Земле пожил. «Миссии» один из самых известных бизнесменов города рассказал о том, как он чутьем угадывает – в каком направлении развивать свой бизнес, о том, что нам пора уже привыкнуть ценить свой ум, а властям – сотрудничать с обществом. А также поделился мыслями, почему нельзя жить сегодняшним днем и почему самый распространенный в России вопрос: а почему нельзя?
Воду мы начинаем ценить не раньше, чем высыхает колодец.
Томас Фуллер, английский богослов и историк XVII-XVIII вв.
К сожалению, так исторически сложилось, когда у нас что-то нехорошее происходит, мы начинаем срочно искать ответ на вопрос, почему это произошло? Например, когда падает сосулька, все начинают смотреть, в каком состоянии находятся в городе крыши. Но проходит какое-то время – и все забывают о них, пока в очередной раз сосулька не упадет кому-нибудь на голову. Иногда лодки тонут подводные. Когда приступают к разбирательству почему, оказывается, что у нас не всё в порядке со спасательными средствами. А мы на них рассчитывали. Это сплошь и рядом. И все мирятся с этим.
Может быть, причина в том, что Россия – страна со своей спецификой. И не Европа, и не Азия. Может быть, дело в российских больших расстояниях, ведь мы не находимся в таком тесном конгломерате, который характерен для европейцев. Мы много чего пережили, это нас чаще всего отбрасывало назад. Мы и сами не против друг другу жизнь испортить. Мы чаще ищем негатив, чем позитив.
Наскоком эту проблему не решить. Надеюсь, такое положение изменится с приходом новых поколений. Нужно определенное время, чтобы люди привыкли к тому, что ценить свой ум и уметь предвидеть возникновение неприятностей – это необходимость. Если о ней не задумываться, то мы будем постоянно ходить у пустого колодца, горевать о том, что воды не стало.
Меня всю жизнь интересует вопрос, который постоянно задают дети: почему нельзя?
Эдуард Успенский, детский писатель.
Мы постоянно ломаем голову, почему в нашем обществе нельзя это, нельзя то. Спрашиваешь, почему нельзя? А вместо ответа – немая стена. Мы часто говорим, что хотим жить как европейцы, восхищаемся тем, как они умно все делают. Да потому что у них достаточно развит механизм взаимодействия между обществом и властью, и вопрос любого человека не остается без ответа. Обыденный пример: у всех нас есть замечания к тому, как выглядит тот или иной дорожный участок. Сто процентов могу сказать, что никто не даст отклика человеку, который поинтересуется, когда исправят ямку в том или ином месте дороги. Нет механизма учета таких сигналов. У нас считается, что если я отвечаю за участок работы, то сам лучше всех знаю, что надо делать. Но организация, ответственная за какое-то конкретное дело, должна отвечать, почему она делает так, а не иначе. Иногда, чтобы поправить ситуацию, нужны мизерные средства, но никто не хочет вкладывать даже их. Если заглянем в другие сферы – то же самое. На слуху у многих вопрос о том, что компания ДБМ пятый год пытается разрешить конфликтную ситуацию с тубдиспансером по улице Труда. Постоянно задаем себе вопрос, почему властям это не интересно, если мы пытаемся вопрос решить за свои деньги. Слава Богу, уже есть сдвиг с мертвой точки. Мое глубокое убеждение, что власть должна быть в этом смысле очень гибкой и оперативной. Не стоит отказываться от инициативы общества, это абсолютно неконструктивно.
Нельзя жить сегодняшним днем.
Сэр Алекс Фергюсон, футбольный тренер
Это философский вопрос, характерный для многих областей жизни. Допустим, архитектура. В городе осталось очень мало земли под строительство. При этом у нас есть очень большой жилищный фонд, требующий не то что ремонта, а просто-напросто сноса – в силу его морального устаревания и бессмысленности затрат на восстановление. Я не говорю про здания, имеющие историческую ценность – в Челябинске их не так много. Приведу пример Москвы. Там смогли найти ресурсы для того, чтобы запустить процесс сноса пятиэтажек, которые были построены еще в хрущевские времена. И за счет этого людей не стали переселять на другой конец города, а оставили в тех же районах, где они привыкли жить. Этот процесс потребовал достаточно серьезных средств, но это одно из решений проблемы. Город может, конечно, расти по площади, но это влечёт за собой большие затраты на коммуникации и прочую инфраструктуру. К тому же это приводит к консервированию проблем в изношенном жилом фонде.
Если сегодня найти решение «стартового» вопроса по сносу устаревшего жилья, то завтра у нас будут привлекательные для застройки земельные участки в центральной части города.
Величие некоторых дел состоит не столько в размерах, сколько в своевременности их.
Луций Анней Сенека, древнеримский философ, ритор
Не зря говорят, что в бизнесе очень важно не то, сколько у тебя ресурсов, а то, как ты ими пользуешься. Если не обращать внимание на оптимизацию процессов, тогда мы можем гигантские средства тратить, бороться с ветряными мельницами, но результат будет абсолютно несоответствующий.
Могу привести и более конкретный пример. Мне часто приходится помогать своим работникам: кто-то машину меняет, кто-то квартиру приобретает. Допустим, человеку, чтобы успеть забрать с рынка ту машину, которую он хочет, нужно двести тысяч. И сегодня – иначе сделка не состоится. А в банке процедура займа длительная. Я даю ему эту сумму. Через неделю он мне ее вернет, потому что знает, где взять деньги. У нас ни разу не было проблем, чтобы кто-то переоценил свои силы и не смог рассчитаться. Для меня это стоит определённых усилий и затрат, но, на мой взгляд, это настолько ценится людьми, что можно идти на небольшие потери для бизнеса.
Десять заповедей лишь потому так лаконичны, ясны и понятны, что были написаны без помощи советников и экспертов.
Марсель Ашар, драматург
Честно могу сказать, что если бы сам не понимал своим умом, и не доходил до того, что и как надо делать, в каком направлении, а опирался на то, что мне маркетологи или другие специалисты посоветовали, сто процентов убежден, что ничего бы у меня не получилось. Сегодняшних результатов я бы не достиг, потому что многие мои решения кажутся в определенный период времени нелогичными. Но я чутьем угадываю, что надо делать. Причем это происходит в ситуации, когда окружающие говорят, что у нас нет для этого условий, нет ресурсов и т.д.. Потом оказывается, что мы правильно сделали. Потому что рыночная ситуация меняется, ресурсы появляются, складываются новые взаимоотношения с партнерами, приходят новые люди, которые позволяют использовать средства более грамотно. Убеждён, что никакой коллективный орган не заменит личного лидерства. Причём это справедливо и для бригадира, и для генерального директора.
Тем не менее, очень важно уметь слушать окружающих. Они могут быть гораздо более интуитивны. Я не говорю о консультантах по развитию бизнеса, скорее – о знакомых мне людях, не профессионалах в моем деле. Они могут кожей чувствовать, когда что-то не так. Они могут ошибаться, но я беру их мнение во внимание. Делаю выводы, стараюсь понять суть проблемы. Обрабатываю ее, создаю промежуточную конструкцию, которая позволяет в будущем избежать серьезных проблем. Если отказываться от этого и говорить, что сами с усами, все знаю, то, думаю, так я лишу себя еще одного органа чувств. Это совершенно неразумно.
Бездействие – тоже действие. Я – это не только то, что я делаю, но и то, чего я не делаю. Отказ действовать зачастую равносилен немотивированному поступку, основная цель которого – доказать, что я свободен.
Джон Роберт Фаулз, писатель
Замечательно сказано! Эта цитата присутствует даже в кодексах. В уголовном кодексе есть статья, предусматривающая наказание за преступное бездействие. Этот принцип всеобъемлющ. Возьмем хоккей. Можно за шайбой бежать, а можно стоять и ждать, когда она к тебе прикатится. Искусство жизни – понимать, когда нужно действовать, а когда стоит дожидаться более благоприятной ситуации. Знаю много людей, которые исповедовали безудержно активный образ жизни. В школе он отличник, институт заканчивает с красным диплом, устраивается на престижную работу. А потом у него внезапно заканчиваются жизненные ресурсы, вплоть до потери здоровья – организм не выдерживает нагрузок, работа на износ оказывается никому не нужна. Нужна, на мой взгляд, жизненная гибкость. Когда-то, в какие-то моменты, надо выкладываться на сто процентов, а в какие-то давать своему существу отдохнуть и осмотреться. Тогда наступает гармония, сбалансированность. В этом смысле мне нравятся люди, которые умеют работать и отдыхать, легко отдавать часть времени на свои увлечения. Как раз так человек и должен жить. Во всяком случае, я стараюсь жить так. Я ориентируюсь на собственные ощущения. Не надо себя постоянно преодолевать, думаю, не в этом состоит смысл жизни.
Без элемента неизвестности жизненная игра теряет смысл.
Джон Голсуорси
Если бы все в жизни было прописано, что мы будем делать, какие результаты мы получим, наверное, это была бы очень пресная жизнь. А она тем и интересна, что мы в каждый момент времени имеем огромный выбор вариантов. Если бы такого состояния не было, то человеческий мозг был бы лишен работы. Мы были бы как растения.
Бизнес – увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил.
Билл Гейтс
Бизнес может ветвиться, переходить в разные сферы, которые сначала кажутся тебе непонятными. А потом появляются свежие мысли, новые люди. Бизнес всегда завязан на людях. Я никогда не планировал работать в области офтальмологии, но появилась возможность, знающие люди – и я этим воспользовался. После этого, кстати, стал спокойнее относиться к новым начинаниям. Если говорить о каких-то правилах, то, на мой взгляд, у нас должно быть меньше влияния власти на бизнес. Это сложный вопрос. И его не решить в один день. Не думаю, что на Западе с ним уже справились. Но в силу того, что бизнес стал интернациональным, какие-то перегибы в этом исчезают сами собой.
Можно ли относиться к бизнесу как к игре? Думаю, да, если провести аналогию с игрой в казино. Сделал ставку: выиграл или проиграл. В этом есть элемент случайности. Ты знаешь, что есть много обстоятельств, которые могут привести к отрицательному результату. Ты противодействуешь им, делаешь шаги, которые позволяют тебе выиграть. Но ничего гарантированного нет. То, что тебе сегодня кажется абсолютно надёжным, завтра может рассыпаться в прах из-за множества причин.
Мы выдумываем ценности. Apriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаём ей смысл.
Жан-Поль Сартр, французский философ, писатель.
Согласен с тем, что многие вещи прежде, чем стать привлекательными, должны быть выдуманы. Когда-то мы ездили на автомобилях советского производства, и нам казалось, что это отличные машины. Иномарки были недоступны. Когда же они появились, то появился и спрос на них. Возьмем сферу жилищного строительства. Пока мы жили в панельках, для нас верхом комфортности был кирпичный дом. Но когда мы начали не просто строить кирпичный дом, но и создавать возможность свободной планировки в нём, люди начали ценить именно такие дома. Для того чтобы на рынке занять новую нишу, иногда требуется хорошо подумать, что люди могут оценить по достоинству, за что они заплатят и почему именно тебе. Что бы ты ни делал, требуется всегда ориентироваться на клиента. Когда он чувствует, что его не обманывают, а предлагают продукт, который он с удовольствием потребляет, тогда он и несет деньги с благодарностью, а ты – имеешь успешный бизнес.
Если с точки зрения религии на это посмотреть – не мы определяем, кто мы такие и зачем в этот мир пришли. Мы можем для себя намечать деяния, которые осознаем и хотим сделать. Но что-то в этом мире предопределено, значит, так тому и быть. Но если результаты совпадают с тем, что мы хотим, то мы ощущаем себя счастливыми.