Вадим Евдокимов – один из самых колоритных персонажей в челябинской политике. Пресса как-то сразу наделила его определением: «гламурный чиновник». Вице-мэр Челябинска по социальному развитию хорошо, даже стильно одевается. Носит изящную бородку, которую мы видим чаще у эстрадных исполнителей. Хорошо говорит. Приходит на всякого рода светские мероприятия, и чувствует себя там в своей тарелке. Ксения Собчак, появившаяся как-то на одной из местных тусовок, в свойственной дивам манере, признала в нем близкого по духу человека – пошутила по поводу возможного общего с Евдокимовым ребенка…
Человек эфира
Справедливости ради надо сказать, что дело не только в самом Вадиме Михайловиче Евдокимове, 35 лет от роду. Просто происходит смена поколений. Да и власть в России уже некоторое время живет по законам шоу-бизнеса. Политик должен быть телегеничным, поскольку всем «рулит» телевидение, а ему нужна картинка. Яркая и понятная. Сам Евдокимов утверждает, что ничего специально для собственного имиджа не делает.
– Вот звонят мне телевизионщики, просят прийти на передачу. Я когда-то сам был на их месте и помню, как трудно было вывести человека в эфир – все чего-то пугались. Поэтому иду, но поверьте, ничего не делаю, чтобы казаться гламурным. Людям удобно меня так воспринимать, и ради бога. То же относится ко всякого рода слухам и предположениям относительно моей личной жизни.
Вадим Евдокимов стал известен гораздо раньше, чем попал в городскую администрацию. На первой в Челябинске музыкальной радиостанции «Интерволна» он работал с самого ее создания. Тогда, 15 лет назад, ди-джеи на радио были очень популярными персонами, если не сказать, кумирами. Мне иногда и сегодня кажется, что я слышу по радио голос вице-мэра. Неужели до сих пор инкогнито записывает всякие ролики? А голос-то у него запоминающийся. Как говорится, талант не спрячешь…
Задолго до «Интерволны» Вадим закончил школу в небольшом городке соседней области, мечтал о театре, о персонажах Чехова, поступал на актерское отделение Свердловского театрального института. С первого раза не получилось. Так возник Челябинск и режиссерское отделение Челябинского института культуры. Я спросил, какую роль он хотел бы сыграть сегодня? Вадим Михайлович надолго задумался. Так ведь и не ответил. Может, скрывает что? Или считает, что в его нынешней должности это как-то несолидно?
Вице по соц
Думается, дело в другом. Новое время дало людям, особенно молодым, множество возможностей реализовать себя. И позиция вице-мэра в этом смысле неплоха. Можно делать что-то доброе для города, направляя свою креативность в русло общей пользы. И реакция людей видна сразу, как и актеру на сцене. Мне вспоминается, например, оригинальная задумка – закрасить уродливые рекламные надписи на бетонных заборах рисунками-граффити. Возможно, придумал это и не сам Евдокимов, но ход инициативе дал именно он, человек молодой и открытый новому.
У «социального» вице-мэра довольно большое хозяйство. Вадим Евдокимов курирует работу нескольких управлений – соцразвития, рекламы, культуры, спорта, по делам молодежи, а еще на нем связи с общественными организациями и СМИ. Итоги подводить, конечно, рано – человек на должности чуть больше двух лет. Однако городские праздники, например, стали интереснее, это заметно. Какой-то порядок появился в уличной рекламе. Не так однозначно оценивает пресса ситуацию вокруг зоопарка, где городские власти сменили руководство. Челябинцы переживают за судьбу животных. Евдокимов говорит: «Устал убеждать журналистов, что все будет хорошо. Теперь только время докажет мои слова».
Есть в его работе и нечто вроде сверхидеи. Свою миссию Вадим Михайлович считает гуманитарной. Он, так сказать, «культурный герой» в команде прагматиков. И Евдокимову как будто удается уравновешивать этот прагматизм. Да, говорит он вслед за шефом, сначала надо сделать быт людей достойным, построить дороги, провести освещение, решить проблемы ЖКХ и так далее. Но человеческая природа такова, что к хорошему мы привыкаем быстро. Очень скоро дороги без колдобин станут нормой, как это есть за границей. И появится нужда в чем-то другом. Нужны знаковые проекты, отмечающие мощный духовный потенциал Челябинска, считает наш герой.
– Я прекрасно понимаю, что мы проходим период, который уже прошли европейские города. И сегодня муниципалитеты там занимаются созданием культурной среды, неповторимой ауры города. И мы, безусловно, придем к тому же.
Как старший брат
Я спрашиваю у Евдокимова: за те годы, что он с Юревичем, сильно ли он повлиял на последнего? Машет рукой, снисходительно (к себе) улыбается. А наоборот? Да! Все-таки Юревич – лидер во всем. Он локомотив, да что там – бронепоезд. За широкой спиной мэра его люди чувствуют себя спокойно.
– В команде Михаила Валерьевича я бы мог быть кем угодно. Даже помощником или, к примеру, начальником референтуры, – признается Евдокимов. – Статус для меня не так важен, как команда единомышленников и личность руководителя. Я очень многому научился у него– твердости в принятии решений, например, или внутренней цельности. Это хорошо, когда есть перед тобой такой человек.
Судьбоносная встреча с будущим мэром состоялась 10 лет назад. Другой наш известный предприниматель Семен Мительман, одним из первых в Челябинске оценивший потенциал СМИ для продвижения политика, как-то посоветовал молодому радиоведущему Вадиму Евдокимову сделать передачу «Герой без галстука» на манер известной программы на НТВ. «И где мне найти героев?», – задумался Вадим. «Ну первым буду я, – предложил Семен Аркадьевич, – а следующим… Вот есть такой Миша Юревич, перспективный парень».
…На том конце телефонного провода Вадиму ответил густой баритон.
– Я вообще-то представлял себе человека по фамилии Юревич, да еще с таким голосом, гораздо старше себя. Думал, лет 60 дядьке, а он оказался почти моим ровесником, – смеется Евдокимов.
Сначала он делал какие-то передачи с «перспективным парнем», потом помогал информационно продвигать его хлебозавод, потом был помощником депутата Госдумы. В общем, кем-то вроде личного пиарщика и имидж-мейкера, хоть и слов таких вице-мэр в отношении себя не любит.
– Эта работа сродни работе психолога, – говорит Вадим Михайлович. – При этом о чем-то не могу говорить для прессы, а чем-то искренне и публично восхищаюсь. Например, меня до сих пор удивляет, откуда, что в Юревиче берется? Конечно, есть качества, которые с детства заложили родители, Наталья Евгеньевна, Валерий Михайлович. Но в Михаиле много того, что сгенерировано им самим, это исключительно его личный опыт, только его мироощущение, его выводы.
Небольшое отступление. Интересно, что другим человеком, «у которого есть чему поучиться», для Вадима Евдокимова является вице-губернатор области Андрей Косилов. Видимо, здесь происходит неосознанная психологическая проекция – там заместитель губернатора, здесь – заместитель мэра. Это симпатия, мне кажется, вполне искренняя. Хотя не факт, что взаимная.
– Вот он мне тут недавно через прессу посоветовал покреститься, – улыбается вице-мэр. – Я пришел к нему и говорю: «Андрей Николаевич, будьте моим крестным». А он уж и забыл о своей фразе! Все это мне очень напоминает театр. Люди могут жестко полемизировать публично, но это не становится личным конфликтом…
Иногда кажется, что Косилов действительно чему-то успел научить Евдокимова. Например, тому, как не сливаться с собственным имиджем. Как, оставаясь в центре внимания, не магнитить грязь…
Впрочем, мы отвлеклись. Все-таки главный человек для Вадима Михайловича – Михаил Валерьевич.
– За те десять лет, которые я его знаю, он очень сильно продвинулся вперед. Я всегда стараюсь говорить ему правду. Что-то он слушает, что-то, кажется, пропускает мимо ушей. Иногда ситуация на грани разочарования, кажется, мы вот-вот проиграем. Но в какой-то момент он как спортсмен, у которого открылось второе дыхание, делает рывок и оказывается победителем!
Почувствовать себя молодым парнем
Кабинет, в котором сегодня работает Вадим Евдокимов, достался ему от Сергея Козлова, одного из соратников бывшего мэра Вячеслава Тарасова. Думаю, многие, как и я, удивятся: здесь нет ничего от гламурного образа его нынешнего хозяина. Кажется, новая рука здесь ни к чему так и не притронулась. Советская полированная мебель. Стол буквой «Т». Стена кажется пустой без традиционного в хоромах чиновников портрета. Секретарь тоже «досталась в наследство».
– Люди воспринимают атрибутику власти слишком всерьез. Это не правильно, – рассуждает Вадим Михайлович. – Рано или поздно придет время, когда мне нужно будет собрать вещи и съехать отсюда. Зачем привыкать? То же самое относится и к чинопочитанию – у нас это принято, а мне не очень приятно. Вот я летом на даче кошу траву…
– ???
– Ну не литовкой, а электрической газонокосилкой… И вот люди мимо идут, здороваются.
– Разве это плохо – желать здоровья?
– Ну я же понимаю, почему это делается. Иногда доходит до смешного. Однажды просят меня выступить на каком-то мероприятии. Очень просят. Ладно, иду. Это театр кукол. Как всегда опаздываю, выбегаю сразу на сцену и вижу – полный зал детей…
– А есть такое место, где вы чувствуете себя уютно?
– Знаете, я хорошо и уютно чувствую себя где-то вне Челябинска. Правда! Многие чиновники старшего поколения, кстати, гордятся тем, что отдыхают в местных санаториях и пансионатах. А на самом деле они просто боятся куда-то выехать! У них есть деньги, чтобы съездить, например, за границу. Но там же они становятся обычными людьми. Нет персональной машины, подобострастия вокруг, да еще язык чужой. А мне, наоборот, нравится. Я могу почувствовать себя просто молодым парнем, сходить на дискотеку, взять бутылку вина и посидеть в кафе с друзьями.
Как говаривал герой одного анекдота, «Эх, молодость, молодость…» Когда-то люди в 35 лет уже считались зрелыми. А сейчас время, что ли, другое? Или модно молодиться? Недавно услышал, как к 50-летнему мужчине женщина обратилась: «молодой человек». Возражений не последовало. Еще два года назад команда нового мэра воспринималась городской «элитой» как группа нахальной молодежи. Теперь отношение изменилось. А ведь на самом деле они давно вышли из комсомольского возраста. Об этом я успеваю подумать, пока Вадим говорит по телефону с дочерью. Ане скоро будет девять. Она, вопреки мнению родителей о том, чем нужно заниматься девочке, хочет пианино. «Знаем мы это, – ворчит отец, – все дети хотят пианино». Жена Вадима тоже уже серьезный человек – возглавляет кадровую службу на «Макфе». Когда-то я читал, что Юлия была флористом. Жизнь не стоит на месте, растут люди. И вообще-то это замечательно…