В детстве он не знал слова «изобретатель». Может, поэтому хотел стать, как и все мальчишки, космонавтом, а немного повзрослев — шофером.
Отец всю войну «крутил баранку». И после Великой Победы водителем работал, подавая сыну пример. О чем еще мог мечтать мальчишка из поселка Бердяуш Саткинского района? О невероятных открытиях и международном признании? О любви, пламя которой не гасят десятилетия?
О том, что люди, с которыми он никогда не был знаком, будут мысленно посылать ему свое «спасибо»? Нет, конечно.
Между тем, все это в жизни генерального директора ООО НПП «Энерготехсервис» случилось.
Испытание чувств
Столько разводов сегодня!.. Многие Булатовым завидуют. Вот так встретил один раз в отрочестве свою судьбу – и на всю жизнь. Даже сыновья, когда узнали, что папа с мамой дружат с седьмого класса, были удивлены. Эта история любви действительно необычна и очень трогательна. Что привлекло его тогда в той девочке, вдруг приехавшей жить в его родной поселок? Чувствовал ли Саша себя Ромео? Да он и был им, по сути. В школе играл в ансамбле на ударных инструментах и бас-гитаре. В общем, первый парень на деревне. Девчонки стояли у стенки ДК, питая к Булатову нежные чувства. Надя как раз в число фанаток не входила. Но внимание его привлекла сразу – симпатичная, скромная, большие красные банты…
Ребяческая любовь обычно проходит, но ведь во всех правилах бывают исключения. Почти год Саша добивался ее расположения, мечтал о том, чтоб просто посмотрела в его сторону. Репутация разбитного хлопца, проводящего все свободное время на танцах, на руку не играла. Кода Саша заходил за любимой девушкой и звал погулять, она не соглашалась. Это сейчас он понимает, что ее просто не отпускала мама, ведь в то время детям не разрешалось гулять после 10 часов вечера. Было так досадно! Но он упорно приходил каждый вечер к заветному дому. А когда возлюбленную в очередной раз не отпускали, вместе с товарищем музицировал под её окнами. Потом товарищ уходил со словами: «Хорош! Хватит! Все равно не выйдет». И Саша продолжал играть на гитаре один. И в зной, и в стужу. Иногда казалось, что ее сердце вот-вот растает. Бывало, даже обещала прийти на свидание. Но… не приходила. Дядя у Надежды был председателем поселкового совета, и отзывался он об Александре нелестно. Парень, дескать, разбитной, одни танцы на уме – нечего с ним связываться. Вот тогда, очевидно, и появилась высокая планка. Нужно было «дядям» и себе в первую очередь доказать: «Я всего добьюсь в жизни. Меня все будут уважать и ценить».
Когда закончил 10 классов, уехал учиться в Челябинск, потом забрали в армию. Тем временем Надя поступила в Свердловский железнодорожный институт, хорошо училась. Их дружба продолжалась, переписывались. После трехлетней службы в морфлоте, Саша вернулся в город. А когда оканчивал железнодорожный техникум, они поженились и остались здесь по его направлению. Это было общее решение. Покидая поселок, Надя тоже ставила себе цель: «В деревню к коровам и баранам больше не вернусь». И началась счастливая супружеская жизнь на фоне бесконечных бытовых трудностей.
В железнодорожном техникуме зарплата Александра составляла 30-50 рублей. Жена сидела с ребенком, бабушек рядом не было. День работал, ночь работал… Они часто вспоминают этот непростой период и сходятся во мнении: наверное, даже хорошо, что рассчитывать приходилось только на самих себя. Трудности сплотили, приучили к ответственности друг перед другом. Как бы то ни было, супруги не только выжили в тех условиях, но и замечательно воспитали детей. Сегодня старший сын живет отдельно. Тем не менее, он ежедневно приходит к родителям, чтобы пообщаться, просто побыть дома. Младший учится на третьем курсе ЮУрГУ. После учебы вместе со старшим братом работает в «Энерготехсервисе», отцу помогают.
До сих пор с женой у Александра Григорьевича трогательные отношения. По секрету сказал, что ласково называет её Муля («мамуля» имеется в виду). Способ релаксации у четы Булатовых тоже самобытный. Каждый вечер после ужина вместе с супругой они путешествуют по городу. Правда, в последнее время идиллическую картину портит сериал. «Татьянин день» уже ненавижу!», – с улыбкой признается наш герой. – «Приходишь с работы – а из телевизора эта музыка призывно звучит… Вот закончится он – непременно возобновим поездки». Между тем на работе в последнее время Александр Григорьевич предпочитает за руль не садиться. В голове изобретателя столько мыслей!.. Зачем же создавать аварийные ситуации?
Светильник разума
Изобретатель в моем представлении, все равно, что инопланетянин. Как это так? Не было ничего, вдруг в голове все сложилось – и гениальная идея воплощается в жизнь. «Я и сам был уверен в свое время, что изобретатели – это какие-то старички-ученые, которые напряженно думают, – разделяет мои мысли Александр Булатов. – Раньше изобретателей называли рационализаторами, «сверху» спускали определенный план… Знаете, мне довелось общаться со специалистами в области Теории Решения Изобретательских Задач. Я понять не мог, как они деньги зарабатывают? И вот, наконец, на вопрос, кто же такие «тризовцы», получил ответ. Оказалось, это лентяи, которые сидят и придумывают, как камень с одного места на другое перенести с наименьшими усилиями. Благодаря их идеям идет экономия ресурсов, а, следовательно – прибыль». Собственно, основная цель изобретательства и заключается в том, чтобы получить экономическую выгоду. Но вот мы и подходим к самому интересному, к таинственным светящимся шарам…
– Я сам энергетик, – рассказывает Александр Григорьевич, – и когда работал на железной дороге, видел, как мучаются энергетики в аварийных ситуациях. Всегда было много проблем с освещением. Интересуясь этим вопросом, я увидел в специальной литературе некий надувной шар. И возникло решение применить эту идею непосредственно для светильника. Методом проб и ошибок стали воплощать задумку. А потом дело дошло и до производства эксклюзивных осветительных установок, имеющих шарообразную форму. Мы даже не думали, что это какое-то изобретение. Просто сделали и начали производить. А потом я познакомился с очень грамотным патентоведом ЦНТИ Татьяной Костик. Она и объяснила, для чего нужна защита авторских прав, и с 2002 года мы начали сотрудничество. С тех пор зарегистрировано девять патентов. Даже азарт появился. Создал что-то, видишь, что это нужно людям – хочется еще что-то сделать. И вот уже в последних четырех изобретениях в числе патентообладателей – мои сыновья. Помогают во всем. Курируют изготовление установок, отгрузками занимаются, да и на этапе чертежей вносят свой вклад.
Как происходит рождение идеи? Это может случиться в любой момент. И в дороге, и дома. «Постоянно думаешь о работе, о развитии, – признается мой собеседник. – Бывало, гуляем с женой или едем в машине, и вдруг я ей говорю: «Слушай, а на башне включится вот такая штука?..» Начинаю мысли свои озвучивать. Честное слово, я бы на ее месте обиделся. Но Надежда меня слушает. Мудрая женщина! Да ещё и советы толковые даёт. У нее ведь тоже образование техническое.
Нередко на работу Александр Григорьевич приходит в субботу или воскресенье. Тихо, нет никого – тут-то изобретательская муза и открывает свои объятья. Исписывает он тогда множество листов. Причем ощущение такое, будто рукой водит кто-то. Да так, что не остановишь. Впрочем, бывает такое далеко не всегда. Иной раз и хотел бы написать что-то, но не пишется. Вот такое оно непредсказуемое, вдохновение.
Международные контакты не заставили себя долго ждать. В 2005 году в Ганновере на выставке познакомился с индийцами. Год переписывались, друг к другу присматривались. В 2006-м стали поставлять им свою продукцию. Со следующего года производство булатовских установок начнется уже непосредственно в Индии. Сегодня зарубежных контактов у «Энерготехсервиса» множество: Германия, Турция, Гонконг… В последнее время начались поставки в Великобританию. Кстати, на следующий же день после первой презентации челябинских осветительных установок англичане прислали большое благодарственное письмо, в котором сообщили, что произвели полный фурор.
Бумеранги добрых дел
Не перестает удивлять Александр Григорьевич иностранцев. Как-то признался, что изобретательство для него хобби. «Как может быть хобби тот бизнес, который приносит деньги?» – озадачились зарубежные партнеры. На самом деле нет у Булатова самоцели – зарабатывать своими изобретениями. Просто случилось так, что это стало перспективным и активно развивающимся направлением. Между тем богатым человеком он себя не считает: «Богатые, в моём понимании, это те, у кого недвижимость за границей, двойное гражданство. Мне до этого ещё далеко. Да, по большому счету, и нет такого стремления. Мы с семьей объездили весь мир. Так вот в каждой стране мне сыновья заявляли, что здесь бы они жить не хотели. И дело даже не в патриотизме. Не все так плохо на самом деле в России. К тому же именно здесь – истинное богатство: родные и близкие, мой коллектив.
…Он никогда не мечтал совершить открытие, которое бы перевернуло представление о мире. Он уверен, что даже небольшие изобретения, небольшое дело может справиться с этой задачей. Разве мог Александр Григорьевич представить, что его установки начнет покупать Великобритания? Да мало ли чего еще не мог представить? Однажды отдыхал в Малайзии, и вдруг раздался звонок: «Слышал, на железной дороге авария? Видел, башни твои осветительные стоят?». По возвращении в прессе прочитал: «Благодаря двум установкам было светло, как днем…» А ведь там людей спасали. Неудивительно, что порой даже простые рабочие, которые занимаются освещением, подходят и говорят ему спасибо: «Небо и земля! Наконец-то мы ушли от костров и прожекторов».
– Вас считают светлым человеком. Как вы думаете: почему? – спросила я напоследок Александра Григорьевича.
– Действительно так считают? – удивился он. – Просто стараюсь все делать от чистого сердца. И сыновей научил: никогда не обещайте того, что не можете выполнить, и относитесь к людям так, как хотели бы, чтоб к вам относились. И еще… Все отданное бумерангом возвращается.
У Булатова таких «бумерангов» должно быть множество. Вот уже несколько лет он сотрудничает с фондом «Меценаты столетия». Наступает момент в жизни, когда происходит какое-то необратимое движение души – и вдруг понимаешь, что ты должен помогать людям. Между тем свое «первое добро» академик Международной академии меценатства, кавалер ордена меценатов трех степеней не помнит. Да и подсчета не ведет. Как-то все завертелось, вызвали в Москву, познакомился с интересными людьми… Что характерно, никто из них о своих добрых делах не распространяется. Не ради галочки все это, никаких имиджевых ходов. Просто по-другому жить уже не получается.