+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

…Он до сих пор хорошо помнит то прекрасное, неземное ощущение полета, парения над искрящимся снежным покрывалом. Кажется, что ты все можешь и каждой клеточкой тела чувствуешь свою силу и по-мальчишески восторженно радуешься этой маленькой победе над самим собой, над такой длинной и нескончаемой лыжной трассой. Но для этого надо постараться – сильный толчок ногой, резкий выброс руки как можно дальше вперед, будто хочешь захватить, подтянуть под себя струящуюся ленту лыжни. Еще раз, еще и еще… Вперед, вперед, опять толчок, опять вперед. 

Уже потом, в пору зрелости, Леонид Куликов, ректор Челябинского государственного университета физической культуры, признает, что самой длинной и самой непредсказуемой «лыжней» для него стала жизнь.

Леонид Куликов

Кто выше

Мальчишкой-подростком он пошел в лыжную секцию, чтобы доказать всем (и себе – тоже), что может заниматься спортом, что способен побеждать.. А дело было так. Сначала Леня Куликов пришел в секцию легкой атлетики. Он занимался радостно и ответственно, но этот маленький и счастливый мир рухнул в одну минуту. Пришел новый тренер, построил пацанов по росту и тех, кто был меньше придуманного им уровня, отправил из секции восвояси. И Леню в том числе. 

Ох, как он был обижен! Но очень быстро, по-взрослому понял, что обида – весьма «неконструктивное» чувство, что ничего хорошего оно человеку дать не может. И тогда его любимым видом спорта стали лыжи. Тренер лыжной секции Чепелев удивлялся упорству этого мальчишки. Он мог за день проехать на велосипеде десятки километров, бежать сколько угодно долго, поднимать штангу, не разжимая рук, до 20 тонн веса. 

 Журналисты часто спрашивают у людей, занимавшихся спортом, что он дал им для жизни. На этот вопрос Леонид Михайлович отвечает обычно коротко: «Спорт научил меня не бояться соперничества, конкуренции. Такое состояние не является для меня экстремальным. Я привык бороться». А мы продолжим за него: «Бороться и… побеждать».

Леонид Куликов

Выбери меня

Побеждать так, как уже несколько раз победил на выборах ректор нашего спортивного вуза. А первый раз это произошло ровно двадцать лет назад, в мае 1987 года. Тогда, еще в советское время, практика выборов только-только начиналась, и  Леонид Куликов оказался третьим ректором в стране, прошедшим через выборные испытания. Буквально за месяц до него был назначен ректор томского физкультурного института, а Куликову уже досталось нелегкое дело – доказывать свою состоятельность.  Ну, что ж, не привыкать. Это как на лыжне – сильный толчок, резкий рывок и вперед, в нелегкую вузовскую жизнь.

 – Мне в то время было 37 лет. Рядом с солидными, убеленными сединами ректорами других вузов я казался вообще мальчишкой.

  За эти двадцать лет в физкультурных вузах страны сменилось четверть сотни ректоров, целая дюжина человек успела посидеть в кресле руководителя  государственного комитета по физкультуре, спорту и туризму. Кстати, Вячеслав Фетисов, возглавляющий российский спорт уже 5 лет, является долгожителем на этом посту.

Леонид Куликов

Сталинский приказ

… Затаив дыхание, они смотрели на взлетающие самолеты,  долго провожали их взглядом в прозрачно-синем небе, до тех пор, пока те не превращались в крошечные точки и не исчезали вовсе. Так постепенно в их мальчишеском воображении родилась легенда, красивая, загадочная и героическая. Будто бы в ЧВАКУШе пропал самолет с летчиком – не вернулся с боевого задания, и сам Сталин поручил именно им, достойным пионерам, живущим неподалеку от училища, – Лене Куликову и Косте Чапелю – найти самолет, разыскать летчика. Мальчишки настолько поверили в придуманную ими «сказку», что начали откладывать деньги, экономя на мороженом и кино, тщательно продумывали маршрут своего похода.

 Правда, героику их помыслов постепенно развеивали суровые будни. Надо было учиться, помогать родителям, и спасение самолета откладывалось на более поздние сроки.

Так получилось, что детство Леня провел в деревне Копытово Еткульского района, жил там у бабушки с дедушкой, и только в школьном возрасте переехал к матери в Челябинск. В советские времена в одной из многочисленных анкет он опрометчиво написал, что его дед был мельником. 

 Потом ему сказали, что оказывается, «кулацкое» прошлое не раз мешало его карьерному росту. Леонид даже и предположить не мог, что дед, Степан Сергеевич, целыми днями таскавший огромные мешки с зерном и мукой, мог быть кулаком – богатеем. Денег в их большой семье всегда не хватало. Леня был старшим внуком и основной рабочей силой. Он косил сено, пилил и рубил дрова, таскал ведра с водой на коромысле, пока младшие гоняли лапту. Ходил за грибами и ягодами, но не ради удовольствия – бабушка велела приносить «дары леса» ведрами, чтобы было чем питаться зимой. 

    На мельницу он ходил каждый день, сколько себя помнил, с узелочком, в который бабушка заворачивала обед для деда. То ли от нужды, то ли от характера дед был строг, частенько грозил внукам сухим мозолистым пальцем: «Ну-ка, не балуй у меня! А то я вас двухвосткой-то отделаю». В чулане висела такая плетка, которая называлась двухвосткой. И ребятня слушалась его безропотно, но не от страха (дед никогда никого не бил), а от уважения.

Леонид Куликов

Если тебе комсомолец имя…

Кто бы мог подумать тогда, в 1975 году, что секретарь райкома комсомола, причем такого крупного и значимого как Советский, стал комсомольцем не в 14 лет – как все достойные граждане Советского Союза, а гораздо позже, после 20-ти. Нет, никакого криминала в жизни Леонида Куликова не было, просто он уже в 14 лет мыслил по-особому, не как все. Он много слышал, что комсомолец – это человек с высокой гражданской позицией, ответственный и значимый.

 В тот период Леонид уже защищал на спортивных соревнованиях по лыжам честь района, города, успешно выступал на первенстве Союза. Вполне логично, что он чувствовал и считал себя полезным, достойным гражданином и без такого формального признака как комсомольский значок. 

 Сначала такое непонятное упорство молодого человека вызывало недоумение, даже раздражение, но потом все как-то само-собой забылось. Непричастность к комсомолу Леонида Куликова всплыла неожиданно, уже в армии. За полгода до конца службы комсорг их роты ушел в самоволку, его разжаловали с этой должности, и командование, не долго думая, предложило кандидатуру Куликова. Все были просто ошарашены, когда узнали, что он не комсомолец. Здесь, в армии, ему, конечно, уже не пришлось высказывать свое мнение: приказ есть приказ. 

Зато потом он никогда не жалел о своей жизни в комсомоле…Он готовился к защите диссертации в Ленинградском военном институте. Заведение это было режимным, нельзя ни вносить, не выносить никакие бумаги. А всю работу надо было сдавать в машинописном варианте. Леонид Куликов нашел первый, встретившийся на его пути Ленинградский райком комсомола. Зашел, представился, рассказал, что тоже работал много лет в комсомоле и теперь просит помощи у коллег: срочно, на время нужна пишущая машинка. 

 Никто не спросил у него документов, не потребовал залога. Быстро оты-скали лишнюю машинку и пожелали удачной защиты диссертации. Через три месяца Куликов вернул ее обратно. Кстати говоря, у нас в городе до сих пор существует особое комсомольское братство людей, объединенных не столько идеологией, сколько большой и верной дружбой. Куликов – один из его представителей. 

Леонид Куликов

 Не люблю тихих омутов

Можно подумать, что Леонид Куликов – любитель парадоксальных поступков и решений. Но в этом мире все относительно. Если кому-то кажется нормальным быть тише воды и ниже травы, то для другого это – аномалия. Девятнадцать с половиной лет выслуги в органах внутренних дел, полгода оставалось до заслуженной пенсии. Другие тянутся к заветному рубежу всеми силами, а он вдруг рубанул с плеча и – ушел, чтобы все начать с нуля, стал заведующим кафедрой в институте физкультуры.

– Не хочу быть молодым пенсионером! Хочу работать в спорте, о чем мечтал всю жизнь, – заявил он удивленным знакомым.

Положение вуза федерального значения позволяет его руководству в какой-то степени жить относительно спокойно. И местные власти вроде бы не имеют право сильно беспокоить, и Москва далеко. Можно бы и устроить себе некий тихий омут. Но Куликов и сам спокойно не живет, и другим не дает. Начал работу с филиала института, а теперь уже  довел его до статуса университета. 20 лет назад это казалось фантастикой.

  Аспирантура, кандидатский, докторский советы в физкультурном вузе – невероятно смелые мечты молодого ректора Куликова! Тогда его оппоненты говорили: «Нельзя об этом говорить, Леонид Михайлович! Вы шутите, наверное?» А он думал про себя: «Ну и не буду говорить, а буду делать». И сделал.

И все-то ему мало, все-то неймется. УралГУФК – единственный физкультурный вуз в стране, где готовят спортивных юристов, есть экономисты в области спорта. Сейчас вот задумали открыть специальность – дизайн спортивной одежды. 

Получается, что Куликов будто держит в руках некую модель под названием физкультура и спорт и пытается проникнуть во все ее потаенные уголочки, разглядеть их, изучить и усовершенствовать.

Леонид Куликов

 Блиц – интервью   

– Самое памятное событие в вашей жизни?
– Сразу в голову приходят воспоминания об олимпиадах. Я был на всех олимпиадах, зимних и летних в последние годы. Встречался с председателем Международного Олимпийского комитета Антонио Самаранчем.

– Есть ли у вас хобби?
– О, да! Это спортивные значки и знаки. Их очень много. Сейчас большинство из них находятся в музее вуза. Я могу говорить о них сколько угодно. У каждого есть своя история. Впору садиться и писать книгу. Жаль, времени не хватает.

– За что вы можете уважать человека?
– За силу духа, характера. Это не обязательно должно проявляться в героических подвигах.  Вот пример из моей личной жизни –  моя теща, которую зовут Идея Матвеевна. Ей уже 82 года, но не проходит и дня, чтобы она не занималась зарядкой,  следит за своим питанием, много читает, постоянно находит для себя работу. 

– Принято считать, что интеллектуалы ходят на выставки, в театры, а  на стадионы идут менее развитые люди?  
– Я бы не рискнул называть неразвитыми людьми десятки и сотни тысяч болельщиков, заполняющих трибуны стадионов. Спорт – это борьба личностей, выброс человеческого потенциала, ума, силы. Ситуации меняются там мгновенно. Мне кажется, человек, занимающийся спортом, ближе к звездам, к полету, он выше других поднимается над чертой обыденности. 

Pin It on Pinterest

Share This