Илья Пономарев стал главным архитектором Магнитогорска год назад. Год – время достаточное для того, чтобы составить собственное представление о городе, но совсем недостаточное для того, чтобы город составил представление о новом архитекторе и о том, какие следы оставит он на архитектурном облике города. Илья считает, что за прошедший год он еще только познакомился с доставшимся ему «наследством» и пока занимается реализацией проектов, составленных раньше.
Илья имеет два высших образования, архитектурное и юридическое, он вместе со своей мамой Ольгой Николаевной Пономаревой, директором Уральского института урбанистики, в один день защитили кандидатские диссертации. Более 10 лет работал в Екатеринбурге, потом вернулся в Челябинск и год назад принял приглашение стать главным архитектором Магнитогорска.
– Еще когда я работал в Екатеринбурге, и случалось бывать по делам в Москве, то с удивлением отмечал, что Магнитогорск знают практически все, а вот с Челябинском – путаются, отсылая его то за Урал, то в Сибирь. Магнитогорск всегда был самобытным городом, и , несмотря на то , что главный определяющий признак города – ММК, Магнитогорск все же нельзя назвать рабочим поселком при комбинате. Это красивый город. Ранняя застройка его первых послевоенных кварталов по ленинградским проектам вошла во все учебники по архитектуре (причем, мировые) как образец планового градостроительства – наряду с Комсомольском-на Амуре, социалистическим Берлином. Иностранцы изучают Магнитогорск как пример комплексной застройки городских кварталов. Для иностранцев идея комплексного строительства – настоящее ноу-хау, у них в условиях частной собственности никогда не было возможности планировать целые микрорайоны. В городах вообще нет должности главного архитектора как таковой!
Наиболее интересной считает Илья Пономарев идею о строительстве новых микрорайонов, повторяющих лучшие качества старых кварталов. Из новых материалов, по современным технологиям планируется построить кварталы домов небольшой этажности – по 4-6 этажей, без лифтов, с «социально правильными» подъездами, где нет анонимности, и все знают друг друга, и где воспитывается социум частного пространства, с общими дворами и придомовой территорией. В Магнитогорске благодаря ММК планка благосостояния всегда была выше. И если сегодня Челябинску еще нужно расти до социальной нормы в 18 кв. метров жилой площади на человека, то в Магнитке обеспеченность жильем составляет более 20 «квадратов». Люди теперь хотят большего комфорта жилья, а не просто жилья. Поэтому ликвидность подобного проекта очевидна, да и стоимость его не будет слишком высокой, ведь плотность застройки остается в рамках принятых СНИПом норм – 440 человек на гектар застройки. Это только кажется, что многоэтажки больше заселены, между ними по тем же правилам остаются большие разрывы, по 100 метров, которые ничего, кроме сквозняков не дают. А между малоэтажными зданиями разрывы по 25 метров, и жить в таком окружении уютнее. Некоторые работы по этим проектам начнутся в Магнитогорске уже в этом году.
«Что бы мне хотелось оставить своего в Магнитогорске?», – размышляет Пономарев. – «Архитектура города – это не частный заказ, где можно проявить свою индивидуальность. Нужно считаться со многими факторами и согласовывать множество мнений. Мне бы хотелось, чтобы со мной в городе были связаны не какие-то отдельные здания, а … время, когда я был здесь главным архитектором». Как говорят в Магнитогорске о периоде Богуна, известного в прошлом магнитогорского архитектора, так может быть когда –нибудь скажут о периоде Пономарева.