Полгода назад в Челябинске появилось представительство немецкой компании «ВРW-Ост» – признанного мирового лидера по производству ходовых частей для прицепной техники. Это событие обещает во многом изменить ситуацию на рынке, привнести в нашу действительность западные стандарты и традиции. Главой представительства «ВРW-Ост» стал Игорь Чайка – человек, имя которого хорошо знакомо производителям прицепной техники. И не только им…
…Игорь Чайка всегда отличался независимостью характера. То есть хотел и стремился всего в жизни добиваться самостоятельно. После окончания школы сказал себе, что ни за что не пойдет по стопам родителей, всю жизнь проработавших на Станкомаше. Не потому что не уважал старших, а потому что не хотел, чтобы о нем судили по чужим заслугам. Хотел иметь собственный авторитет, знания, профессиональный статус. В итоге выпускник 37- физико-математической школы поступил на АТ факультет ЧПИ на кафедру «Автомобили и тракторы».
Поступление далось Игорю легко. Сила характера сочеталась у него с отменными знаниями, которые он получил в школе, по праву считавшейся одной из лучших в городе. Кроме того, парень профессионально играл в хоккей и футбол, а в старших классах увлеченно занимался легкой атлетикой, участвовал в работе Научного общества учащихся «Курчатовец» при Дворце пионеров. Упорство у него было фантастическое: утром, когда еще не ходили трамваи, он на велосипеде ехал из Ленинского района во Дворец спорта «Юность» на тренировку, потом проделывал обратный путь, потом бежал в школу, потом снова тренировки, соревнования, уроки, рефераты… Одним из любимых занятий с детсва была рыбалка. Возможно, причиной тому стала близость озера Смолино, на берегах которого в те годы собиралось едва ли не все мужское население микрорайона, то ли фамилия у него была соответствующая, – чайки, как известно, – одни из лучших рыболовов в мире. Словно в подтверждение своей фамилии Игорь еще школьником поймал на Смолино трехкилограммового леща, которые сроду тут не водились. Потом выяснилось, что некое рыболовецкое хозяйство вознамерилось разводить здесь лещей, один из которых и попался на удочку Чайки….
Учебу в вузе Игорь сочетал со спортом. В группе подобрались лучшие спринтеры области. Хотя больше всего Чайке запомнились не вузовские соревнования, а одна из городских эстафет, во время которой он, тогда еще школьник, вместе с Олегом Бочкаревым «всех сделали». «Всех» – означает не столько прямых соперников, сколько подставных спортсменов. А Чайка всегда был за честную борьбу – и в спорте, и в жизни, и в бизнесе. Это его жизненное кредо, которому он остается верен по сей день.
После окончания вуза Игорь опять-таки отличился, поступив не как все: самостоятельно распределился на Челябинский машиностроительный завод автотракторных прицепов (впоследствии ОАО «Уралавтоприцеп»), причем, не в качестве инженера, как того требовала сложившаяся практика, а в качестве слесаря механосборочных работ. Николай Григорьевич Архипенко, принимавший на работу Чайку, стал «сватать» его мастером в свой любимый механический цех. Но Чайка пошел на участок опытно-конструкторских работ цеха мелких серий, где создавались опытные образцы прицепной техники для последующего серийного производства. Проработал несколько месяцев, – приходит запрос с УРАЛаза (в ту пору головной завод): «С каких это пор молодые специалисты работают простыми рабочими? Если вам не нужны инженеры, – заберем выпускника себе…»
Чтобы не подводить товарищей, Игорь написал заявление: «Для приобретения рабочих навыков прошу оставить меня в должности слесаря-сборщика». Ему разрешили, и он 10 лет проработал в цехе – мастером, старшим мастером, зам. начальника цеха мелких серий, начальником цеха, и ни разу не пожалел о выбранном пути.
Вся новая продукция завода для народного хозяйства, оборонки и даже космического ведомства делалась при непосредственном участии И.А. Чайки. Например, прицепы для космического корабля многоразового использования «Буран», старт которого состоялся в 1989 году. Для того, чтобы выполнить заказ в сжатые сроки и при этом сделать его максимально надежным и качественным, челябинские конструкторы использовали сочетание новых технических решений со старыми, проверенными временем наработками. Опыт работы по космической тематике впоследствии пригодился ЧМЗаповцам при производстве новых серийных сверхтяжеловозов, а прицепы для «Бурана», оказались настолько функциональными, что стали использоваться на Байконуре постоянно, в виде технологического транспорта.
В 1987 году по заданию Минавтопрома заводчане разработали и изготовили уникальный прицеп грузоподъемностью 600 тонн для перевозки газоперерабатывающих заводов на Севере. И снова все вопросы по наладке и испытанию систем и узлов легли на плечи Чайки. В том же году недавний выпускник ЧПИ участвовал в выставке «Машиностроение-70», в ходе которой представлял прицеп-тяжеловоз ЧМЗАП 8388. Прицеп не только экспонировался, он реально работал. Ночью Чайка перевозил на нем групногабаритные экспонаты, днем работал на выставке в качестве представителя завода, отвечал на вопросы посетителей. Домой в Челябинск Игорь вернулся с серебряной медалью ВДНХ.
– Это был необычный прицеп, никто не видел ничего подобного, – вспоминает Игорь Анатольевич.– Потом мы на этих машинах в городе Дзержинске перевозили «сигары» 780 тонн весом, 20 метров в диаметре и 120 метров длиной. Это было по-настоящему новое слово в развитии прицепной техники…
– Вы жили производством?
– Мы не просто выполняли план по развитию новой техники, а доказывали себе, что можем справиться с очередной непростой задачей. 10 лет пролетели как миг. Иногда я не выходил с завода сутки, иногда двое. В таком режиме мог работать недели две, но после этого в выходные мне надо было отправиться на рыбалку. Хотя бывало и такое, что стоило нам погрузиться в поезд, как на перроне появлялась «Волга», Николай Григорьевич Архипенко извлекал меня из вагона и прямо в рыбацком обмундировании вез обратно на завод. Но уж если я со своими товарищами все-таки выбирался на рыбалку, то остановить нас было невозможно.
– В смысле веселья?
– Если вы о выпивке, то я вообще не пью, а на рыбалке тем более. Слишком много нестандартных ситуаций. Помню, однажды весной сидим в палатке, рыбачим. Я чувствую что-то не то, да еще и палатка стала крениться. Выхожу, а тут местные: мужики, вы че, на улице плюс 12! Оказывается, пока мы рыбачили, температура с минус 10 поднялась на 20 градусов, снег сверху стаял почти на полметра. Мы 8 часов добирались до станции по растаявшему месиву. В тамбур нас буквально втащили, а утром, когда я первым трамваем приехал домой и взвесил свой улов, обнаружил, что тащил на себе ни много ни мало 85 кг груза!
– Похоже, вы и на работе тащите на себе непомерный груз…
– Наверное, это спортивная закваска – работать на пределе возможностей. И быть ответственным за людей, которые в тебя поверили. Тем более, что команда на заводе у меня подобралась замечательная. Я многое поменял в кадровой политике: набрал молодых ребят, в основном после армии со среднетехническим и высшим образованием, дал им производственные навыки, перспективу. Мы могли изготавливать изделие любой сложности буквально с листа. В 95-м, когда у завода начались трудные времена, организовали первые производственные кооперативы по созданию 40, 60 и 80-тонных прицепов. Это дало моим ребятам возможность заработка, сохранило профессиональный коллектив от распада. Примерно в то же время мы сделали по заказу ВАЗа ряд тяжелых машин для перевозки крупных штампов для кузовных деталей. За это дело получили первые легковушки, на которые в то время был сумасшедший спрос. То есть обеспечивали людей не только интересной работой, но и нормально их вознаграждали. Хотя, честно говоря, было это непросто…
– Потом вы заняли должность руководителя НТЦ завода, потом зам. генерального по производству, затем стали техническим директором ЧМЗАПа, и круг задач расширился еще больше…
– Челябинский регион – это Клондайк специалистов в области прицепной техники. Что подтверждается в частности и на моем примере. Уйдя с завода, я и недели не отрыбачил, как на меня посыпались предложения одно интереснее другого. Но я решил, что буду продолжать работу в прежней сфере – там, где меня знают и ценят. И принял предложение компании «ВРW-Ост» возглавить представительство в Челябинске. С этой компанией, являющейся мировым лидером по производству мостов и подвесок для прицепов и вот уже более века успешно работающей на рынке, я был знаком и раньше, побывал на 4-х заводах в Германии, узнал топ-менеджеров (многие из них выходцы из России и СНГ) и проникся уважением к коллективу, где традиции сочетаются с новаторством, где ценят кадры и умеют организовать бизнес так четко, как это бывает, пожалуй, только в Германии. Вообще должен сказать, что производство ходовых частей для прицепной техники на сегодня – один из бурно развивающихся сегментов рынка. Каждый месяц в России появляется новый производитель прицепов. Только в нашей области их 12. А компания «ВРW-Ост» ежегодно удваивает объемы продаж в России.
– Чем занимается Челябинское представительство компании?
– План продажи агрегатов на 2006 год – 4 млн. евро в год. Это выполнимо, но для того чтобы развиваться и дальше, нужно ставить перед собой новые цели и задачи. В ближайшее время мы намерены создать крупный региональный склад запчастей и специализированный сервис. Потребность и в том, и в другом у перевозчиков огромная. Мы хотели действовать поэтапно: сначала создать склад, а после нового года открыть сервис. Но сложился совместный проект с одним из челябинских предпринимателей, своеобразный бартер: место под сервис в обмен на запчасти. Причем, мы будем друг друга дополнять: у него сервис тягачей, у нас прицепной. Выгода и в соседстве сервиса со складом, – не надо держать на сервисе запчасти. Так что откроемся мы, судя по всему, достаточно скоро, и я уверен, дело пойдет успешно. Челябинск удачно расположен: рядом Казахстан, Север с его финансовыми возможностями, московская трасса. Ближе к лету на меридиане близ городского ГАИ откроется еще один сервис для тягачей и прицепов.
– Что нужно для того, чтобы сегодня быть успешным в бизнесе?
– Необходимы не столько большие деньги, сколько большие знания, профессионализм. Второе – маркетинг, знание рынка. Третье – имя, репутация. И в-четвертых, команда профессионалов. Последнее – больной вопрос. Я несколько раз ездил к руководству АТ факультета ЮУРГу с предложением обучить и трудоустроить толковых выпускников. Последние 5 лет мне не могут рекомендовать ни одного специалиста, который хотя бы отдаленно приближался к нашим требованиям. Ребята идут в вуз, чтобы закосить от армии, на 3-4 курсе открывают коммерческие конторки, приторговывают, после этого идти на производство им вроде и ни к чему. Вузы продолжают выпускать бухгалтеров и экономистов, совершенно не считаясь с потребностями производства, которое задыхается без технологов, мастеров, представителей других нужных профессий. Руководители предприятий уже готовы платить таким специалистам достойную зарплату, но беда в том, что их нет.
– Производство пошло в рост?
– Большинство заводов сегодня загружено заказами, не справляется с их растущими объемами. И это здорово. Люди начинают понимать, что уже хватит торговать, пора приниматься за серьезную работу. Многие, заработавшие деньги в коммерции, направляют их в производство. В дефиците мастера своего дела, специалисты. Когда я уходил с завода, больше всего жалел, что не могу забрать с собой тех, кому доверяю.
Скоро приму на работу более 20 человек, потом еще. И так будет на каждом предприятии.
Конечно, настоящие профессионалы – это закрытое сообщество. К примеру, недавно я побывал на профессиональной тусовке в Великом Новгороде, где не был 5 лет, и не увидел ни одного нового лица. Профессионализм – тонкая вещь, где не должно быть массовости. Поэтому дай Бог нам сохранить то, что есть. А если это удастся, можно перейти и к следующему этапу – качественному росту, преумножению того, что достигнуто. Думаю, это время не за горами.