В жизни, как в мелодии, есть повторяющиеся темы. Для Артура Саломатова это конькобежный спорт, лед и скорость. Конечно, есть еще и бизнес, и друзья, и путешествия, но все же главное – возможность продолжать движение…
***
Артур родился зимой, когда мир был скован льдом и припорошен снегом. Может быть, это и задало лейтмотив его жизни.
Мама, преподаватель физической культуры одной из челябинских школ, приобщила к спорту и своих детей. Артур поступил в специализированный конькобежный класс школы №13 к тренеру Андрею Александровичу Казакову. Сначала без особого желания, а потом втянулся. Быть один на один со льдом, со скоростью, с самим собой – это оказалось захватывающе… И пусть тренировки проходили на открытом воздухе, и уж если на улице были ветер и мороз, то пробирало до костей, – к занятиям мальчик относился серьезно.
Сам Артур считает, что в те годы просто умели удерживать детей в спорте. Отличная экипировка, питание, медицинское сопровождение, сборы – для юных спортсменов это было хорошим стимулом. Много путешествовали. Начинался учебный год обычно с того, что полный самолет юных конькобежцев вылетал в Алма-Ату, где в то время был искусственный лед. До сих пор помнит это удивительное ощущение: жаркое сентябрьское солнце покрывает тело южным загаром, а на ногах – коньки. Ездили в Киев, Москву, Ленинград, Екатеринбург – путешествие в поисках искусственного льда занимало порой по 9 месяцев в году.
Сейчас, когда в Челябинске появился отличный ледовый дворец «Уральская молния», детей стали возить к нам из других городов…
***
К моменту окончания школы Артур уже знал, что будет поступать в институт физической культуры. С экзаменами проблем не предвиделось: в спортивных дисциплинах и сочинении он был уверен, оставалась биология – скучный, как ему казалось, предмет. Но была бы цель: сел и выучил на пять.
В институтские годы познакомился с Натальей. Совпадение, наверное, но она тоже была спорт-
сменкой – профессионально занималась плаванием. Они, вообще, оказались очень похожи, прекрасно понимали друг друга. Пришла любовь. Большая, на долгие, долгие годы. Поженились рано. В 21 год Артур уже стал отцом Кирилла. Спасибо родителям: поддержали студенческую семью – времена были непростые. Имя сыну выбрала жена. А вот появившуюся позднее дочь, Артур назвал сам: Ангелина. Это папина дочка, прирожденный лидер, неиссякаемый источник энергии…
***
На тот момент уже стало ясно, что мастер спорта семью не обеспечит. А ведь надо позаботиться не только о Наталье и детях, но и о маме с сестрой – на кого им еще положиться? Собрался с мыслями, наметил цель и двинулся к ней, как он двигался по льду – размашистыми и стремительными скользящими шагами.
Артур занялся бизнесом. Сегодня его компания «Автодом» хорошо известна челябинцам: самый крупный автосалон иномарок с пробегом. Жена взяла на себя решение тактических задач, он работает над стратегией. Это принесло свои плоды. Семейное дело стабильно, несмотря ни на какие экономические потрясения. В какой-то момент у Саломатовых появилась возможность организовать для детей место отдыха на теплом, с песчаными берегами, озере Кум-Куль. Сначала это была закрытая база, куда приезжали только знакомые. А четыре года назад решили сделать первый в Челябинской области открытый аквапарк. Теперь здесь, в красивом, чистом и безопасном месте, могут отдохнуть все желающие.
***
Когда пришло время отдавать детей в спорт (а в этом никто не сомневался), долго выбирать не пришлось: конькобежный спорт! Сейчас 17-летний Кирилл уже кандидат в мастера спорта, а 11-летняя Ангелина стала чемпионкой области.
Молодое поколение приятно удивляет. Артур прислушивается к мнению своей не по годам рассудительной дочки и находит в ее рассуждениях немало здравых идей. Так, именно с подачи дочери прошлым летом на озере Кум-Куль он организовал вечеринки вместе с популярной радиостанцией, которую любит слушать Ангелина.
Кирилл тоже гораздо серьезнее, чем в его годы был Артур. Зимние каникулы мальчик провел в Берлине, где ходил на занятия с немецкими ровесниками, и решил поступать в немецкий университет и там же тренироваться. Для этого нужно подучить язык, так что этой весной Кирилл экстерном сдал школьные экзамены и следующий год проведет на факультете лингвистики – будет готовиться к очередному серьезному шагу.
***
Зимой Артур вернулся к серьезным тренировкам. Каждый день катался с ветеранами конькобежного спорта в «Уральской молнии», а в апреле принял участие в региональном турнире – соскучился по соревнованиям.
Возвращение к любимому делу натолкнуло на мысль проводить более масштабные соревнования в Челябинске. Пусть самые сильные конькобежцы приезжают в нашу «Уральскую молнию», это помогло бы популяризировать конькобежный спорт на Южном Урале. Сейчас Артур и его единомышленники ведут переговоры, как реализовать эту идею.
Желание вернуть конькобежному спорту массовый интерес не покидает Артура. В Челябинске проходит много соревнований, но зрительские трибуны пусты. С грустью вспоминает он Голландию, где в городе со 100 тысячами населения 50 тысяч заполняют ледовый стадион, когда выступают конькобежцы, а остальным просто не хватает места. Это же красивый спорт! И «Уральская молния» могла бы дать жителям города и области гораздо больше, чем воскресные сеансы массового катания.
Артур становится еще серьезнее, когда речь заходит о детском спорте. Наблюдая, как тренируются сегодня сын и дочь, он, как на ладони, видит и преимущества, и серьезные недостатки новой системы. И как у человека, привыкшего решать проблемы, у него горят руки взяться за это. Например, многие одаренные дети уходят из спорт-
школ, потому что родители не могут оплатить экипировку, питание, сборы. Спортшколы тоже не способны взять стопроцентную заботу об этом. Артур сходу называет несколько способов решить проблему финансирования, и не из государственного кошелька, а из тех источников, которые не замечают спортивные руководители старой формации.
***
Вот, казалось бы, какое ему дело до этого? Кирилл и Ангелина скоро перерастут детский спорт, сам он уже спортивный ветеран… У Артура есть вполне конкретный ответ: «Из детского спорта вырастают чемпионы и рекордсмены, без него нет будущего у моего любимого вида спорта». И, улыбаясь, добавляет: «К тому же, если сейчас не появятся талантливые конькобежцы на Южном Урале, то когда мои дети станут ветеранами, им и побегать будет не с кем».