Визитка руководителя дизайн-студии Алёны Поповой вполне обошлась бы единственной фразой – «Она может всё». Попроси создать коллекцию одежды – сделает это с удовольствием. Нужны какие-то декоративные элементы – без проблем. Между тем уже 10 лет наша героиня оформляет пространства, а её имя передаётся из уст в уста. В творческом багаже 150 (!) частных интерьеров и 10 общественных салоны, магазины, рестораны). Но наш разговор сегодня не о дизайне. О людях. Точнее, о психотипах тех, кому не безразлично, в каком пространстве они живут.
Прочь от «сувенирной лавки»!
– Дизайнер, в первую очередь, психолог, – рассказывает Алёна. – Люди приходят ко мне со своими чувствами, эмоциями. Строить жилище – это практически создавать пространство, в котором предстоит обитать. Психологическое пространство в том числе. Заказчики высказывают свои пожелания, порой озвучивают даже какие-то детские мечты. Надо всё учесть, всё предусмотреть. Вплоть до того, чтобы рука до чего-то дотягивалась, потому что так человеку будет удобно. От «семи нот», как говорится, никуда не денешься. В интерьере тоже есть какие-то необходимые элементы, закономерности. Но всё остальное – очень личное и индивидуальное.
Психотипов заказчиков множество. Пол, возраст, семейное положение, образ жизни… – всё накладывает определенные отпечатки. Очень разные заказчики, к примеру, мужчина, который думает об общем семейном интерьере, и холостяк, человек одинокий. Хотя я не люблю это слово. Свободный, скажем так. Существует тенденция: редко кто из таких мужчин создаёт пространство под условным названием «жильё». В основном заказывают стильные студии. Но если эта стилистика связана с металлом или стеклом, не совсем уютно во всём этом спать. Офис, рабочая зона – да, принимать гостей – тоже хорошо. «А вот жить там, когда останетесь один, вам будет комфортно?» – всегда интересуюсь в таких случаях. Задача дизайнера – донести всю информацию до заказчика. Но только так, чтоб не обидеть и не растерять его идеи и желания.
Редко, когда у человека есть цвето– и формоощущение. Порой доводится слышать: «Знаете, я очень люблю круги. Но почему у нас всё круглое? Давайте где-нибудь квад-
раты сделаем». Есть люди, у которых весьма своеобразное видение цвета. Между тем специфика жилого пространства – в его заполняемости. Чем отличается европейское жильё? Там очень чёткое, выпестованное веками понимание слова «декорирование». У нас этого нет, к сожалению. Мы можем поставить кошечку, а рядом – золотую статуэтку и самовар. Если я изначально не вижу в человеке способности насыщать внутренние пространство, создаю нечто универсальное. Чтобы потом не возникало ощущения «сувенирной лавки». Я вообще склонна к созданию интерьера формообразующего, с нейтральной цветовой гаммой. Это очень удобно. Потом человек может заполнить её любыми дополнительными вещами.
Сколько жить в гостинице
Есть люди, которые стремятся создать возбуждающее пространство. Они любят яркие цвета (красный, в частности), контрастные сочетания. Как правило, речь идёт об эгоистах, создающих пространство для себя. И это нормальный эгоизм. Но если жить во всём этом предстоит семейству, то я общаюсь с каждым его представителем. Если домочадцы не согласны, возникает вопрос: для кого это всё? Корректно пытаешься объяснить, что пространство должно быть комфортно для всех, кому придётся в нём обитать. Тем же текстилем на окнах можно либо всё испортить, либо интерьер насытить. Создавая даже очень дорогое элегантное пространство, надо помнить о том, что в семье есть дети. Брошенные игрушки не будут добавлять комфорта, если это заранее не предусмотреть.
Есть одна характерная трудность, которая возникает при оформлении и частных, и общественных интерьеров. Трудность эта продиктована самой зоной, в которой мы живем. Промышленная зона рабочих людей… Почему Екатеринбург такой продвинутый в плане дизайна интерьера? Там купеческая зона. Купцы привыкли тратить, а рабочие – экономить. Разные менталитеты. К счастью, ситуация меняется. В последние года три и в Челябинске дому стали уделять большое внимание, не боятся тратить на него деньги.
Часто мне говорят заказчики примерно следующее: «Я был за границей. Хочу интерьерm как там, в отеле». В общем-то, естественное желание. В отель приезжаешь – там комфортно. Хочется у себя воспроизвести. Тогда я задаю вопрос: «Вы в гостинице хотите долго жить? Нет. Тогда, может, только какой-то элемент оттуда возьмём, который вам очень сильно понравился, и потом уже будем от этого отталкиваться?» А ещё нужно учитывать индивидуальную трактовку стилистики. Человек говорит: «Я хочу классику». Тогда берёшь журналы и визуализируешь, уточняя: «Классика – это вот это или, может быть, это в вашем понимании?». То же самое со всеми остальными стилями. Потому что даже эклектики интерьерной существует очень много разновидностей. Если раньше было просто смешение стилей, то теперь оно разделилось на несколько понятий. Уже есть и классическая, и гламурная эклектика, и даже вычурный гламур. Принципиально важно, как «смешать». Я вот готовить очень люблю. Делаешь, к примеру, какое-то блюдо. Ингредиенты вроде бы хорошие, свежие, дорогие. А смешал – и получилось чёрт-те что! Никто и есть не стал. То же самое в интерьере. Потому и приходится обговаривать всё, вплоть до последней детали.
Коррективы природы
А ещё бывает, сама жизнь вносит коррективы. Мы, допустим, не планировали детскую комнату. Но не проходит и полгода, заказчица говорит: «Всё, делаем детскую!». И так рождаются и рождаются детки. Беременные женщины, кстати, отдельный психотип. Это просто чудо что такое! Вообще к будущим мамам у меня всегда особо трогательное отношение. Пытаешься сделать всё, что женщина хочет. Но как только заказчица рожает… мы сразу же всё переделываем (Смеётся). Вторичный получается проект. После родов совершенно меняется восприятие. «Теперь я понимаю, о чём ты говорила», – часто звучит фраза.
Бывают случаи, когда убедить заказчика не получается в силу его характера. «Нет, я хочу так!» – настаивает он на своём. «Пусть будет так», – соглашаюсь. И не важно, что силы, направленные на переубеждение, оказались напрасно потраченными. Главное, что человеку с этим выбором потом будет хорошо. Да, возможно, выбор не в контексте, и мне он не нравится. Но не мне с этим жить. А человеку нравится именно так. Он сам это придумал. Для него, может, это вообще самое лучшее место в доме, поскольку он вложил туда часть своей души. Конечно, у всего есть пределы. Для меня важно, чтоб проект был профессионален, логичен по цвету и по форме. К счастью, чаще бывает, что в споре побеждаю я, и потом человек говорит: «Спасибо, что ты меня переубедила».
Я никогда не сделаю то, что мне категорически не нравится. Лучше откажусь от проекта. Если у меня не складываются отношения с заказчиком, зачем нервировать человека и себя? И нет ничего страшного, если вдруг с кем-то мы не можем найти общий язык. Я же не универсальна. В таких случаях просто предлагаю расстаться. К счастью, в моей практике они единичны. Есть люди, которые не могут существовать бесконфликтно. Им обязательно нужен фонтан страстей, разборок, эмоций. В принципе, с такими заказчиками тоже можно работать. Но нужно ли?
Вне конкуренции
Как правило, у мужчины есть мечта, сложившаяся в определённом возрасте. Он хочет построить дом, посадить дерево, родить сына. Есть рациональные люди, есть логичные и нелогичные, эмоциональные и безэмоциональные. Не обходится и без курьёзов. Мужчины в силу своей занятости порой мне говорят: «Сделай так, как тебе нравится». На что я отвечаю: «Вы замуж меня берёте? Я с вами жить буду в этом доме?»
Доводится сталкиваться с людьми разных уровней и положений. Был период – мне даже защищать своих клиентов приходилось, когда знакомые их мажорами называли. Я отвечала: «Ну и хорошо, что им так повезло с родителями». Однако, общаясь с этими молодыми людьми, убеждалась, что у них глубокие знания, что они стремятся к тому, чтоб чего-то достичь в жизни. Всё не просто так. Да, им повезло. Может быть, больше, чем кому-то. А, может быть, и не случайно повезло? К слову, люди с положением и достатком, как правило, не капризны.
Многие считают, что дизайн – очень лёгкое занятие, если ты хоть чуть-чуть творческий человек. Нарисовать, наверное, действительно смогут многие, но воплотить… Здесь должны быть и технические знания, и конструктивно-моделирующие, и инженерная основа. Словом, масса составляющих, которые делают эту специальность высокооплачиваемой. 10 лет назад, когда мы только начали работать, журналисты мне задали вопрос: «У вас есть конкуренты в Челябинске?». Задают его часто и сегодня. У меня никогда не было конкурентов. Я считаю, что люди, работающие в одном направлении, – коллеги. Если рассматривать их как конкурентов, можно всю жизнь потратить на борьбу. Тогда трудиться просто будет некогда. А работы столько, что нет времени даже посмотреть на то, что делают другие дизайнеры. Раньше шла навстречу заказчикам, работала и в выходные. Но потом почувствовала: восстанавливаться-то не получается. А если творческий человек не дал отдых мозгам, появляется зашоренность, возникают сложности с пополнением информационной базы. И как двигаться дальше? Тогда сказала себе строго: «Выходные у меня будут». С тех пор посвящаю их своей семье и друзьям.
* * *
– Вы бы могли оформить замок?
– Да.
– Хотели бы?
– С удовольствием.
– А жить там?
– Смотря какой замок. Если он с видом на воду (любую воду – реку, озеро, море) и вдалеке видны горы – это моя мечта. Пусть даже вместо замка будет маленькая избушечка (смеётся).