…так называет себя Альберт Беляев, один из самых опытных тренеров бокса в России. Ему 81 год. Но четыре раза в неделю он обязательно приезжает в спортзал ЧТЗ вести тренировки. Он воспитал первого чемпиона СССР по боксу – Александра Журавлева. Вывел нашу область в лидеры по боксу. Теперь Беляев по-прежнему полон решимости готовить новых олимпийцев и чемпионов.
Истории…
Альберт Николаевич в синей мастерке с надписью СССР ведет тренировку в зале, где ремонта не было в лучшем случае с 90-х. На стенах – плакаты советских времен, горят всего две лампы. Холод. Как здесь можно тренироваться, непонятно. Но мальчишки смотрят на своего тренера с горящими глазами.
Голос его сильный, требовательный. Одна рука парализована. Но это не мешает Беляеву нисколько.
– Так, построились. Слушаем меня.
Перед тем, как дать задание своим ученикам, он почти всегда рассказывает какую-нибудь историю. Обычно про то, что обижать слабых – это большая подлость, в том числе животных, которые не могут дать сдачи человеку. На этот раз история о боксере.
– Случай был на Кубинском турнире. Парень из Дагестана вступает в бой со своим противником. Но уже в первом раунде ведет себя вяло. Второй раунд закончился, третий идет. Он выигрывает, но неубедительно. И только после того, как бой закончился, говорит: «У меня ребра сломаны». Надо, ребята, большое мужество иметь, чтобы за победу до конца стоять.
Альберт Николаевич считает, что тренер не только отработкой приемов воспитывает, но и словами.
Надо же убедить их, что они могут быть чемпионами, привить им волю к победе, разбудить в них мужество, заставить быть систематичными. Им на ринге никогда связанного партнера не дадут. Я вот некоторым способным ребятам иногда говорю: «Смотри, какая у тебя шея?» Они удивляются: «Какая?» А я им: «Только для олимпийской медали».
Его воспитанник Звиади Пурхванидзе рассказывает, как на первых же тренировках Беляев сказал ему: «Ты будешь чемпионом». Сегодня Звиади – двукратный чемпион России среди профессионалов.
– Он далеко вперед смотрит и, кажется, что видит насквозь, наверное, это его возраст и опыт сказываются, – говорит Звиади.
Эти разговоры-наставления с благодарностью вспоминает и еще один ученик Беляева – чемпион СНГ и Славянских стран Михаил Насыров:
– После его историй я понимал, что мои тогдашние травмы – это просто царапины, повод полениться, пропустить тренировку. В нем чувствовалась мощная энергетика, которая заряжала. Он мог быть и жестким, и суровым. Не хотелось его разочаровывать. Хотелось только побеждать.
Мальчишки…
Недавно Михаил Насыров снял фильм и посвятил его Беляеву. По сценарию мальчишка, заработавший синяк под глазом в уличной драке со сверстниками, видит плакат с рекламой боя чемпиона по боксу. Он тайком проникает на поединок. А после знакомится со своим кумиром. Тот помогает ему попасть в секцию бокса. И вот он в спортзале. Михаил снимал настоящую тренировку Альберта Николаевича. «Вымышленным» в кадре был только герой фильма.
Действительно, Беляев ведет на сегодняшний день две группы. Всего человек двадцать. Часто мальчишки приходят как раз после каких-то своих поражений, в надежде стать сильными. Иногда их приводят родители, точнее отцы, которые неравнодушны к боксу или сами когда-то занимались у Альберта Николаевича.
– Нужно ко всем по-разному подходить в тренировке. Особенно в начале года, когда они только-только пришли. Вот стоят они. И не знаешь еще, кто чем дышит. Одному скажешь – он поймет. Другой только с пятого раза разберет, что к чему. Проходит время, и многие начинают придумывать причины, чтобы пропустить занятия. Я им повторяю, что главное – систематичность. Без нее ничего не будет. Надо уметь противостоять соблазнам жизни, если хочешь добиться успеха.
Валерий Мишаков, боксер, но не ученик Беляева, вспоминает, как когда-то познакомился с ним на юношеских сборах:
– Мой тренер учил меня прежде всего технике бокса. А у Беляева был иной подход. Он еще и психологически настраивал своих ребят на бой. При этом часто не стеснялся в выражениях. То есть либерализма по отношению к противнику у него никогда не было. Нужно было побеждать любой ценой. И это срабатывало, его ребята всегда были очень сильными и часто побеждали.
Начало…
С боксом Альберт Николаевич познакомился благодаря раненому офицеру, который во время войны проводил всеобуч в родном городе Беляева Андижане (Узбекистан). То есть, на всякий случай, готовил «тыловых» для дивизионной разведки. А заодно показывал им различные боксерские приемы. После войны Беляев увлекся боксом уже серьезно. Правда, тогда особых условий для тренировок, конечно же, не было.
– Помню, когда еще в техникуме учился, на 60 человек было две пары латаных-перелатаных перчаток. Допустим, тренер говорил мне: «Завтра боксируете вы» и отдавал мне эти перчатки. Я приходил в общежитие, набивал их ватой, зашивал. Но и на следующий день все равно ждал, когда они ко мне попадут. Так что, в основном, мы как тренировались? Забинтуем руку полотенцем, шапку-ушанку сверху наденем, намотаем ее уши до локтя и пошли «кормить» друг друга. На следующий день все болит, потому что шапка сразу где-то в районе подмышек начинает болтаться, а мы одними руками утюжим друг друга.
Ему тогда еще не было 18 лет, а его пригласили работать тренером в городской комитет физкультуры Андижана. Пока еще без опыта. Выступал за летчиков, потому что сам бредил небом и мечтал поступить в летное училище. Но желание его не исполнилось. Отца считали врагом народа и расстреляли в 38-м. Так что путь в небо для Беляева был закрыт. Он решил поступить в военно-морское училище в Кронштадте. Экзамены сдал, но быстро передумал: понял, что это не его дело жизни. Уехал в Ленинград и с легкостью поступил в дважды орденоносный институт физкультуры им. П. Ф. Лесгафта.
Успех…
После окончания института по специализации «бокс» в 1953 году Альберт Николаевич уехал в Омск работать старшим преподавателем кафедры борьбы, бокса и фехтования в институт физкультуры, который только-только начал свое существование. Но руководители нашего облспорткомитета быстро переманили его в Челябинск. С 1955 года он уже был тренером по боксу челябинского клуба ЧТЗ «Авангард». В 60-е его воспитанник Анатолий Яковенко стал первым чемпионом среди студентов СССР. Вторым – Юрий Горшков, тоже его ученик, один из самых техничных боксеров Советского Союза. Тогда же он воспитал первого чемпиона страны – Александра Журавлева. Николай Исрафилов, так же ученик Беляева тех лет, одним из первых в Челябинской области стал призером Советского Союза.
Лучше всего у Исрафилова получались прямые удары, а если он бил боковым левым, то обязательно получал «сдачи».
– Альберт Николаевич постоянно указывал мне на этот недочет. Ругал за него, – рассказывает Николай. – Он вообще в технике бокса разбирается отлично. Всегда знал, что и как поправить. Я много тренировался, так что он даже говорил иногда: «Хватит, Коля, отдохни уже». А я продолжал готовиться к боям, уж очень хотелось стать самым сильным. Он меня очень поддерживал в моем стремлении. Я его считал вторым отцом.
В 70-х Беляев был старшим тренером области и старшим тренером школы высшего спортивного мастерства. Благодаря ему наша команда стала одним из лидеров российского бокса.
Особенность…
Альберт Николаевич знает, как надо правильно тренировать.
– Так, как работает сердце. 0,04 – сердце работает, 0,06 – сердце отдыхает. Так что я до упада никогда не гоняю ребят. Не надо перебирать. Главное, правильно поставить удар и разворот плеча, научить выносливости.
Впрочем, его воспитанники говорят, что тренировки Беляева всегда проходят в быстром темпе. Он не дает расслабиться ни на минуту. Все очень интенсивно, упражнение за упражнением.
Пурцхванидзе рассказывает, что Беляев давал очень сильные нагрузки. И кто выдерживал – тот выдерживал. А остальные – уходили. Но те, кто оставался, действительно добивались успеха, потому что подготовка была очень сильная. И прежде всего ставка делалась на развитие физических качеств, в том числе, выносливости.
Скитания…
В 1976 году Беляев в числе других тренеров готовил сборную СССР к первому Чемпионату мира по боксу, который прошел в Гаване. На Берлинском турнире спортсмены, которых он тренировал, показали неожиданно высокие результаты: пять золотых, четыре серебряных и одна бронзовая медали. До этого сборная Союза выступала намного хуже и имела всего лишь две бронзовые (у Александра Журавлева и Валерия Львова).
Успехи Беляева оценили в спорткомитете СССР и предложили ему в числе других специалистов оказать помощь в организации создания первого института физкультуры и спорта в Алжире (Африка). Он создавал кафедру специализации бокса. Там он провел три года своей жизни и выучил французский язык. Но главное: на Олимпийских играх в Барселоне алжирец, воспитанник Беляева, стал чемпионом. Интересно, что он победил сына венгра Ковача. А тот когда-то рассек бровь Александру Журавлеву на первом Чемпионате мира в Гаване. До сих пор ученики Беляева пишут ему письма, смешивая русский язык и французский.
– Я столько ездил в жизни, что больше уже не могу и не хочу никуда. Помню, что на всех чемпионатах, пока дойдет очередь наших спортсменов выходить на ринг, я штук 10 сигарет искурю.
– Я думала, спортсмены не курят.
– Я не спортсмен, был бы спортсменом – не курил бы.
– А как ребят своих на победу настраивали?
– Я смотрел бои их потенциальных соперников. Запоминал их тактику, слабые стороны. А потом советовал своим, как лучше боксировать. Иногда надо было жестче, иногда маневреннее вести себя на ринге.
– Какие-то «фирменные» удары с вашей подачи у ваших учеников были?
– Конечно. Например, я учил ребят правильно работать с обеих рук. Редко, кто умеет это делать грамотно. Поэтому мы много тренировок этому посвящаем. На них один работает против двух соперников.
– Это вы сами такой ход придумали?
– Сам. Много, что сам придумал. У меня несколько тетрадок исписаны методическими рекомендациями.
– А что еще придумали в методическом плане?
– Об этом говорить не буду. Это мой товар. А профессоров нынче много.
Преодоление…
В 1985 году у Беляева случился инсульт. 4 месяца пролежал в больнице. Вышел с диагнозом: левосторонний паралич. Но призвание не давало ему покоя. Хотел скорее вернуться в зал к своим ученикам.
– Я сказал себе: или ты начнешь заниматься, или будешь лежать бревном на кровати. Соорудили дома много различных приспособлений: велотренажер, специальную тележку для работы ног. Года полтора занимался. И пошел!
С тех пор у него есть традиция раз в месяц ходить пешком. От Комсомольской площади идет на АМЗ вдоль Мебельной фабрики, потом до улицы Доватора и к Радиозаводу. Дальше до Сельхозакадемии. Только там садится на троллейбус и возвращается домой.
Сегодня…
– Какое для вас самое интересное время в жизни?
– По-моему, все. И когда я только начал работать токарем, мне и 15 лет тогда не было. А в подчинении у меня были 50-60-летние мужики, которых на фронт не брали. И учеба, и все мои последующие годы. И сейчас.
Сегодня Беляев переживает за состояние спорта в нашем городе, и вообще в стране. Он понимает, что изменение ситуации от него не зависит. Пишет письма первым лицам России. Но главное: по-прежнему горит желанием воспитать олимпийцев. Эта мечта и ведет его по жизни. Ради нее он даже самостоятельно пробовал отремонтировать спортзал рядом с проходной ЧТЗ. Вообще-то он не ремонтировался официально уже очень давно. Беляев за свои деньги покупает лампочки, пробует как-то ремонтировать ринг. Это при том, что мальчишки не платят ничего за занятия. Но все сделать идеально, конечно, у него не получается. Отопления в зале нет, воды нет.
– Этой зимой даже несколько раз сильно замерзал. Ребята-то бегают, все в поту. А я не могу двигаться постоянно. Приходилось оставаться в верхней одежде. Награда – хронический насморк.
Ученики…
У него много грамот, благодарностей и наград от спорткомитета СССР и от спорткомитета России. Есть медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Он и сам не помнит всех. Но лучшая награда для Беляева – это успехи его учеников. И общение с ними. Например, Михаил Насыров (чемпион СНГ среди профессионалов), Николай Исрафилов (призер Советского Союза среди молодежи, чемпион России), Звиади Пурцхванидзе (чемпион России среди профессионалов), Сергей Ковалев (чемпион России, неоднократный чемпион международных турниров, чемпион мира среди военнослужащих) заходят проведать его. Беляев готовит им плов или угощает мороженым и делится новостями.
А еще Беляев кормит птиц. Специально для них покупает овес. Совершив этот обряд, он с тросточкой идет пешком от кинотеатра «Спартак» до проходной ЧТЗ в свой спортзал или садится в троллейбус и едет на тренировку, возможно, будущих чемпионов. Например, сейчас к нему на занятия ходит чемпион города среди младших юношей. А несколько ребят, по словам Беляева, точно годятся для олимпийской сборной.