В 90-х годах прошлого века, в период разгула дикого начинающего капитализма, когда «новые русские» в малиновых пиджаках могли позволить себе всё, а разоренный гайдаровской реформой народ считал копейки до зарплаты, ходила по стране легенда о «Белой стреле». Мол, где-то в недрах ФСБ или МВД, или иного совсем уж специального ведомства, было принято решение о создании спецгруппы по борьбе с отморозками из числа явных бандитов, коррумпированных чиновников, воров в законе, зарвавшихся в своей жадности олигархов и прочих гадов. Мол, законным методом справиться с этими ребятами милиция не может, у них и в самой милиции, и в судах всё куплено. А сотрудникам «Белой стрелы» разрешено закон обходить, и преступников изолировать от общества более простым методом – пулей в голову. По другой слух-версии, «Белую стрелу» тайком от начальства, так же конечно же коррумпированного, основали сами сотрудники спецслужб, недовольные тем, как медленно и нелепо ведется в их конторах борьба с преступниками.
И вот, с каждым новым убийством какого-нибудь толстосума (а в 90-е такие убийства происходили через два дня на третий) в народе кругами расходился шепот: «Слышали, Отари-то, наконец, шлепнули! «Белая стрела» постаралась… Молодцы!» В Челябинске, когда милиционеры задерживали предпринимателя и предводителя собственной ОПГ Александра Морозова, слухмейкеры сообщали «достоверную» информацию о том, что и здесь свою руку приложили добры-молодцы из челябинского филиала «Белой стрелы», а то Луконин (в те годы – начальник областного ГУВД) сам бы никогда не решился арестовать водочного короля из Златоуста.
Любому здравомыслящему человеку понятно, что никакой «Белой стрелы» на деле не существовало. Но так велика была обида на людей, которые в одночасье стали сверхбогатыми и оттого имели возможность позволить себе буквально всё. Так сильно было желание отомстить им любым способом, а хоть бы и прямым убийством. Что слух об ангелах-мстителях ложился на нужную социальную почву.
2009 год. Апрель. Челябинск. Суббота. В 23:51 близ Тополиной аллеи на улице Академика Королева, 17 вспыхнул автомобиль Volkswagen Passat. Владелец сгоревшего автомобиля, выглянувший в окно в момент самого пожара, рассказал милиционерам, что открытым пламенем горела поверхность капота, как будто на ней было разлито что-то горючее. Кроме того, у «Фольксвагена» подозрительно быстро выгорело колесо, что характерно для преднамеренного поджога, когда на машину выливают легковоспламеняющуюся жидкость. Уже через час, в 00:55, на пульт пожарной охраны поступил сигнал о другом автопожаре, вспыхнувшем буквально в пяти минутах езды от первого, на улице Гидростроя, 1 (поселок Шершни). Владелец Volvo XC90, случайно выглянув с балкона, заметил около своей машины какое-то движение. Не успел он отреагировать, как у него на глазах неизвестный облил Volvo и рядом стоящий ВАЗ-2106 легковоспламеняющейся жидкостью и тут же поджег.
По данным городского УВД, с начала года в Челябинске зарегистрировано более двух десятков (!) случаев автомобильных поджогов. Причем поджигают, в основном, дорогие иномарки и чаще всего подозрительные возгорания происходят в районе Тополиной аллеи, где в больших красивых квартирах проживают зажиточные челябинцы. Среди которых распространяется реальная паника. Еще бы – череда апрельских поджогов и молчание на эту тему милиции породили в Челябинске слух о «белой «копейке».
По данным слухмейкеров, темной-темной ночью въезжает во двор на Тополиной аллее белый задрипанный ВАЗ-2101. И выходит из него народный мститель, который поджигает красивые автомобили производства Германии, Швеции или Японии в надежде на то, что владельцы других иномарок перестанут парковаться под окнами домов, а будут ставить свои «ласточки» на удаленные от жилых помещений парковки. По другим данным, в «белой копейке» гоняет законченный автопироманьяк, которому жечь «Порше» с «Мерсами» – просто в удовольствие. Третий слух гласит… Да не важно о чем! И даже не важно, при каких обстоятельствах сгорел на Тополиной аллее или на Энгельса (еще одна улица с большим количеством автоподжогов) очередной «Фольксваген» (да простит меня его владелец).
Вы обратите внимание, с какой быстротой разнесся по Челябинску слух о народном мстителе на «белой копейке». И с каким удовольствием его обсуждают горожане, как смакуют подробности очередного пожара в салоне дорогого «Порше Кайенна». «белая копейка» в апреле 2009-го, как и «Белая стрела» в 90-х разит без пощады, и людям это очень нравится. Челябинцы словно ждали этого автомобильного поджигателя, надеялись на него, верили.
Проблема социального неравенства не нова, история конфликтов между богатыми и бедными насчитывает тысячи лет. Зависть к успеху зародилась, наверное, еще в те годы, когда один пещерный человек смог завалить мамонта и состряпать из его шкуры приличный плащ, а десять других сделать этого не сумели и страшно завидовали «везунчику». В нашей стране вопрос ревности к успеху мог не решаться годами, проблема загонялась внутрь сознания, но никуда не исчезала, а в критические годы выплескивалась наружу со страшной силой русского бунта, того самого «бессмысленного и беспощадного». Именно этим нравственным конфликтом многие историки пытаются объяснить причины той невероятной звериной жестокости и совершенной исторической бессмыслицы, которая творилась в России в 16-17-м годах начала прошлого века.
Но когда до всплеска народного бунта еще несколько лет, люди поддерживают одиночек, которые жгут и убивают тех, кто вызывает у горожан зависть. Страдание одного богатого человека доставит удовольствие сотням бедных. Кого следующего настигнет «белая копейка»?