+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Неочевидный Челябинск

выпуск 9: Магистраль жизни

СТИЛЬ ЖИЗНИ: город

текст: Сергей Лебедев, заведующий музеем ЧМК
фото: музей ЧМК

Когда на ЧМЗ говорят «шоссе» — подразумевают «Металлургов». И хотя на заграничные автобаны или штрассе улица не похожа, гордое двойное имя носит с 1946 года, когда вокруг кварталов убрали колючую проволоку. Улице почти 80 лет, она первая центральная в Металлургическом районе Челябинска. Среди авторов зданий — именитые архитекторы из Москвы и Ленинграда.
Цветущий май далёкого 1931 года. Покосившиеся домишки деревни Першино, на километры вокруг — лесостепь. У окраины селения останавливается невиданное чудо техники — автомобиль, выходят люди — прибыли проектировщики аж из самого Ленинграда! Немногие тогда знали, что здесь, в десяти километрах к северу от города, задумали строить крупнейший в Европе завод качественных сталей — Челябинский металлургический комбинат. К главному предприятию района ведёт улица шоссе Металлургов, и район до сих пор называют по старой аббревиатуре — ЧМЗ. Улицей она стала не сразу. От задумки до большой стройки прошло более десяти лет. Инженеры Ленинградского института проектирования металлургических заводов тщательно выбирали место. Рассматривали восемнадцать вариантов по всему Южному Уралу, долго согласовывали проект. До Великой Отечественной войны застроили даже пару кварталов, протянули улицы, назвав «1‑я Строительная», «2‑я Строительная» и мечтали пустить предприятие к 1938 году. Но ни подходящего оборудования, ни опыта эксплуатации подобных промгигантов в СССР не было. Разрешение на стройку получили из Москвы лишь… 12 июня 1941 года, а через десять дней началась война.

Штурм и два «квадрата» на человека

Продлённую 1‑ю Строительную улицу в народе нарекли «Магистраль жизни»: изначально по ней на большую стройку доставлялись грузы. По аналогии с ленинградской Дорогой жизни. Пятикилометровая «лежнёвка», то есть временная трасса-насыпь от управления строительством завода (ныне здание тубдиспансера) до площадки, где теперь комбинат, протянулась в декабре 1941‑го. Через полгода была укреплена колотым камнем.

Других дорог нет. Эшелоны с людьми и оборудованием, эвакуированными из западных регионов страны, прибывали на станцию Шагол и разгружались в районе Свердловского тракта. Агрегаты приходилось перегружать в автомобильный транспорт и везти по будущему шоссе Металлургов. К середине 1940‑х на строительстве было более 40 тысяч человек. Как ни уплотняли жителей соседних деревень Каштака и Казанцево, Першино и Долгодеревенской до двух квадратных метров на человека, мест всё равно недоставало. Было решено строить сначала жильё, потом — завод. В 1942‑м вдоль магистрали появились первые индивидуальные дома. Палатки сменялись землянками с трёхэтажными настилами для сна, после — бараками.

Ещё шла Сталинградская битва, Челябинский металлургический только строился, а новосёлы-металлурги уже въезжали в первый дом. Кирпичные стены, 12 квартир, и в каждой — свой туалет, печка и 36 квадратных метров общей площади (двушка!). Приёмку домов в августе 1942 года осуществляли первый директор металлургического завода Яков Сокол и начальник военного строительства Александр Комаровский, чьим именем в 1974 году назвали 2‑ю Строительную улицу.

Дворец с Лениным и дворы с воротами

Завод начал работу 19 апреля 1943‑го. Городок вокруг предприятия разрастался: на север и юг от Шоссе Металлургов протянулись улицы Сталеваров, Черкасская, Румянцева. И хотя стройплощадка с городком как объекты стратегического значения были огорожены колючей проволокой, появлялись в районе и объекты мирной инфраструктуры. Детище военного времени — магазин «Каменный», выходящий окнами на Шоссе Металлургов и Сталеваров.

Первый торговый комплекс района дважды капитально перестраивался, но название не менял более 75 лет. Когда-то у металлургов не было собственного дворца культуры, его построили лишь в 1957‑ом. Существовал приземистый кирпичный клуб (на месте нынешнего Свято-Георгиевского храма по улице Жукова) и дощатый кинотеатр в парке. Зато у работников треста «Челябметаллургстрой», возводившего завод, в 1945 году появился настоящий Дворец! На самом заметном месте Магистрали жизни»— Шоссе Металлургов, 70. «Называли его, как и сегодня, Центральным клубом строителей, или «ЦК», — рассказывает ветеран труда Лариса Шахова. — Выступала там даже Лидия Русланова. На её концерте в 1946 году сцену уставили большими зеркалами, чтобы голос был ещё звонче».

Автор проекта Дворца строителей, первый архитектор района Яков Скуратовский адаптировал довоенный типовой проект под местный скромный бюджет, срезав остроугольную крышу и заменив округлые колонны прямыми. Руке талантливого Якова Леонтьевича принадлежит и застройка вокруг Центрального клуба, и дома по гостевой улице Сталеваров… Дворы прекрасного «ожерелья» запирались на ночь — от бандитов. Высокие кирпичные заборы с узорчатыми воротами, приземистые трёхэтажные «сталинки» и сегодня создают особую, ленинградскую атмосферу.

Игонин на паровозе и Крупович с бетоном

После победы решили отказаться от строительства бараков. Возводили капитальные дома не ниже двух этажей, с центральным отоплением. Решили наладить трамвайное движение. Нелегко было ходить на работу за пять километров или трястись в переполненном «общественном транспорте» — грузовике.

Построить электроподстанцию вовремя не получилось. Электромашины заменили паровозами. Состав с двумя вагонами-теплушками, следовавший от Центрального клуба до завода по Шоссе Металлургов, даже в официальных документах звали трамваем на паровозной тяге! «На маршруте курсировали паровозы серий «Эм» и «Щ» — «Эмка» и «Щука», — вспоминает ветеран-железнодорожник и краевед Рафаил Аскаров. — Маломощным машинам было сложно одолевать большой подъём к улице Молотова (ныне Сталеваров). Если паровоз сбавлял ход возле нынешней остановки «Улица Жукова», осилить горку он не мог и возвращался назад для разгона».

Пуск настоящего, электрического трамвая в 1948 году был событием не меньшей важности, чем заселение первого дома. Комсомольцы с Усть-Катавского вагоностроительного завода так прониклись, что подарили челябинским металлургам новый трамвай. Уже была готова линия в Центральный, тогда Сталинский, район Челябинска, от которого Металлургический отделился 22 февраля 1946 года. В том же году номерные улицы получили долгожданные имена, вокруг жилых кварталов ликвидировали колючую проволоку.

Параллельно трамвайной линии вдоль шоссе Металлургов шла железная дорога, по которой на стройку возили материалы. Тянулась она от каменного карьера — тяжелейшего производственно-строительного участка. Рельсы эксплуатировались аж до появления первых хрущёвок в 1960‑х. Насыпь давно застроена многоэтажными домами, но до сих пор, случается, дорожники откапывают полуистлевшие деревянные рельсы.

В сентябре 1946 года группа бетонщиков третьего стройрайона во главе с бригадиром Круповичем построила дорожку от проходной «Доменная» до улицы Молотова — и район сразу приблизился. До сих пор вдоль шоссе Металлургов тянется эта заросшая рукотворная тропинка, по ней металлурги шагают на работу. Спасибо, товарищ Крупович!

Немецкие песни и встречи «на «Орле»

По Магистрали жизни разносились песни на немецком языке. Через два года после нашей Победы, в 1947‑м, домой отправили первые партии военнопленных — строителей района.

«Немцы были в военной форме со срезанными знаками различия и свастиками. Они улыбались и пели, — рассказывал ветеран-энергетик Евгений Седых. — Потом мы узнали, что солдатам гитлеровской армии предоставили медицинское обслуживание, горячее питание и охрану на протяжении всего пути до Германии». Кроме них среди строителей были и вольнонаёмные граждане, и трудмобилизованные советские немцы.

Недалеко от кинотеатра «Победа» высится непревзойдённое творение инженера-проектировщика Владимира Лебединского — жилой дом с огромным свободным пространством в цоколе. Выстроили дом в 1953 году, вскоре автор выступил с идеей открытия в нём кинотеатра. Предложение было услышано — и кинотеатр появился. Назвали его «Победа», а в 1975‑м переименовали в «Орлёнок» из-за тёзки на Комсомольском проспекте.

«Орлёнок» был единственным детским кинотеатром Челябинска. Его нет больше двадцати пяти лет, но молодые любят назначать встречи «на «Орле», и остановку по-прежнему объявляют: «Кинотеатр «Орлёнок». Во время капремонта фасада здания, полгода назад, строители, очистив штукатурку на боковых пилонах, обомлели: проступило написанное красными буквами прежнее имя кинотеатра — «Победа»!

Звёздочки улиц

Есть в биографии архитектора Марии Мочаловой, преподавателя-легенды Южно-Уральского госуниверситета, эпизод участия в строительстве на шоссе Металлургов. Автор здания Челябинской областной библиотеки создала самый красивый квартал шоссе — по нечётной стороне меж улиц Жукова и Дегтярёва. Фасады домов, выстроенных к середине 1950‑х, изобилуют множеством архитектурных элементов: колонны и портики, фронтоны и наличники, пилястры и карнизы, эркеры и балюстрады… Небо и земля в сравнении с домиками военных лет по другую сторону трамвайной линии. После 1955 года архитектурные красивости назовут излишествами и запретят. Здесь же рабочий район приобрёл черты, характерные для Санкт-Петербурга: «звёздочки» улиц — перекрёстки дорог.

Всех чудес шоссе не упомнишь. Но до сих пор уезжая в Центральный район Челябинска, жители района металлургов, привычно говорят: «Поехали в город». Трамвай плавно следует по улице, имя которой дал завод, а за окном — разноцветные высотки. Последний домик постройки 1942–1943 годов будет стёрт с лица улицы в 2020 году.

Когда-то их называли «верхотурой» и считали пределом мечтаний. Теперь крупная магистральная улица вся во власти микрорайонов. С верхних этажей новых домов шоссе Металлургов в хорошую погоду видны высотки «Святогор», «ВИПР», «Челябинск-СИТИ» — в десяти километрах к югу от магистрали, подарившей жизнь целому городу в городе.

Pin It on Pinterest

Share This