Горная тропа крута и камениста. Ноги то и дело скользят вниз. Но человек идет упрямо вверх, цепляясь руками за пожухлые кусты, выступающие камни, не чувствуя боли и усталости. Лицо его сосредоточено, взгляд упрям и тверд, устремлен внутрь себя. Он знает, куда и зачем идет. А цель оправдывает средства.
Там, высоко в горах находится целебный источник. Именно оттуда человек привык брать воду. Воду для своего волшебного чая. Он с раннего детства знает, что для чая лучше всего подходит вода из горных источников, расположенных недалеко от того места, где выращивают чай. Настоящий чай стоит того, чтобы идти за ним хоть за тридевять земель.
«Наши привычные ежедневные манипуляции, называемые чаепитием, – это просто издеватель-ство над чаем! – говорит Александр Журавлев, главный врач Челябинской областной клинической больницы, депутат Законодательного собрания области. – Настоящая чайная церемония длится от сорока минут до полутора часов. Кстати, вы знаете, что вовсе не Индия является родиной чая, а Китай. Это англичане, колонизировали Индию и заставили местных жителей выращивать чай.
Я никогда не завариваю чай в пакетиках! Предпочитаю листовай и крупнолистовой. Советую смешивать разные сорта. Например, зеленый с черным. У каждого из них свои достоинства. Зеленый не обработан ферментом, он очень полезен, но, к сожалению, не обладает ароматом и цветом. Пить его скучно. А добавьте туда черный чай и получите великолепное сочетание вкуса и пользы»…
Александр Журавлев начал «увлекаться чаем» еще в пору своего студенчества, когда учился на санитарно-гигиеническом факультете Пермского медицинского института. Студент Журавлев готовил специальные лекции о чае, даже написал по этому поводу интересную философскую монографию. Откуда это вдруг у вятского хлопчика взялись такие экзотические, восточные пристрастия? Он сам считает, что началось все с любви к бане. А в бане – самый лучший напиток, конечно же, чай. Вот и весь ответ…
Этот день Александр Леонидович запомнит на всю жизнь. 7 сентября 1995 года – его первый рабочий день в должности главного врача областной клинической больницы. Он приехал туда вместе с начальником главного управления здравоохранения области Евгением Дедковым.
– Больничный совет собран? – первый вопрос заместителю главного врача.
– Все в сборе. Ждут, – короткий, спокойный ответ. Хотя ситуация на самом деле почти взрывоопасная. Огромная больница – самое крупное в области лечебное учреждение, одно из мощнейших во всем регионе – буквально бурлит слухами, разговорами, возмущениями, сомнениями. Кто такой новый главный? Откуда? Зачем? Почему?
Разумеется, Журавлев видел недоумение медицинской элиты области, к которой с полным правом относил себя коллектив больницы. И ему не безразлично, сможет ли он дать на них полный ответ. Ведь предстоит совместная нелегкая работа. А главное, он сам безмерно уважает этих людей, специалистов с большой буквы, настоящих асов своего дела. Так хотелось, чтобы и они поняли и приняли его.
…Вот она, эта драгоценная вода из горного источника, за которой так долго и с такими трудностями шел человек! Теперь главное – правильно вскипятить ее. Это делается на открытом огне, обращая внимание на его циклы. Вода не доводится до бурного кипения, от которого уходит ее энергия. А ведь именно она, соединяясь с энергией чайного листа, производит в нас искомое чайное состояние, рождающее в человеке возвышенные и торжественные чувства.
«Зеленый чай можно заваривать до трех раз. Он не теряет своих свойств, – рассказывает Александр Журавлев. – А вот черный надо пить только в течение часа после заварки»…
Несколько десятков метров до седьмого корпуса больницы показались ему такими тяжелыми! У дверей зала больничного совета Журавлев понял, что вопрос, собран совет или нет, можно и не задавать. Помещение забито до отказа. Познакомиться с новым главным пришли не только заведующие отделениями, но и другие доктора. Всем интересно увидеть своими глазами, какое это новое «чудо» привезли на их голову.
Зачитаны сухие строчки из биографии Журавлева: родился, учился, женился, имеет двоих детей. Представили его короткий послужной список: с должности простого санитарного врача Челябинской областной СЭС вырос до заместителя главного санитарного врача области. К тому времени стаж работы в СЭС составлял уже 13 лет.
Собственно говоря, все эти данные о новом руководителе врачи областной больницы уже успели собрать. Их, главным образом, интересовало другое: как будет работать главным врачом огромного лечебного учреждения человек, не имеющий лечебного образования? По крайней мере, до сих пор в практике больницы такой случай первый! Александр Леонидович ловил на себе взгляды докторов, в которых читалось недоумение – все ли у тебя, уважаемый, в порядке с головой, если ты решился на такой шаг?
В более корректной форме этот вопрос задала она из заведующих кафедр медицинского института, работающих на базе областной больницы. Журавлев отвечал спокойно, сдержанно, как будто не чувствовал, не понимал атмосферы неприятия и недоверия.
– Да, я не умею лечить людей. Действительно, я никогда не стоял у хирургического стола. Но я надеюсь в это сложное время организовать лечебный процесс таким образом, чтобы ничто постороннее не отвлекало вас, высококвалифицированных хирургов, врачей, от работы, чтобы вы смогли в полной мере воспользоваться своими знаниями и навыками, создать вам и больным нормальные условия.
…Чайная церемония требует особого настроя. Чайные предметы приятны для глаз. Нежная мелодия услаждает слух. И воцаряется гармония, которую подчеркивают достоинства чая: форму листа, цвет настоя, его аромат и вкус.
«Обратите внимание на посуду, – предупреждает Александр Леонидович, – она не должна быть прозрачной! На свету чай разрушается. Желательно иметь для подобных случаев глиняную посуду. Она хорошо держит тепло, сохраняет температурный баланс»…
Собственно говоря, из-за таких вот «ненормальных» условий и разгорелся весь сыр-бор с назначением нового главного врача областной больницы! Тогда, в середине 90-х, экономические условия заставляли всех находиться на грани выживания. Бюджетные организации вообще трещали по швам. В один прекрасный момент ситуация накалилась до предела. В больницу не завезли хлеб. И тут же из искры разгорелось настоящее пламя хлебного бунта. Как у нас водится, сразу «полетели головы».
Трудно сказать, как «вычислили» Журавлева, почему именно на него обратили свое внимание? Но первое предложение о новой должности Александр Леонидович отверг, из тех же самых соображений, которые потом ему пришлось парировать на том памятном больничном совете.
Против были все: не советовала переходить на новую работу супруга, бывший руководитель – главный санитарный врач области Александр Петрович Гаврилов. И все же, что-то было в этом повороте судьбы такого, что заставляло Журавлева думать, сомневаться, анализировать, бороться с самим собой.
Скорее всего, это была возможность попробовать, испытать себя в новом качестве – менеджера, руководителя нового типа. Время для этого, конечно, было не совсем удачное – старые отношения уже сломаны, а новые еще не сложились. Вместо цивилизованного рынка в стране царил примитивный базар. Но, что поделаешь, мы живем тогда, когда живем.
…Чайная церемония – это модель мирового процесса, суть которого выражается в древней китайской мудрости: нет ничего более постоянного, кроме самих перемен, поскольку силы Инь и Ян постоянно сменяют друг друга…
Решающую заключительную точку в размышлениях Журавлева поставил старейший и авторитетнейший медик области Григорий Исаакович Гроссман. Он почти четверть века руководил областной больницей, знал все и всех в медицинском мире. «Я считаю, вам необходимо принять эту должность», – сказал он Александру Леонидовичу сразу после разговора с ним. Что подкупило его в молодом, тогда совсем незнакомом ему человеке? Почему он доверял свое любимое детище – областную больницу – не «лечебнику»? Неизвестно. Видимо, чутье мудрого человека подсказало ему, что именно этот «претендент» на должность выведет больницу из глубокого кризиса.
…Личность ведущего имеет огромное значение для правильного протекания чайной церемонии. Удивительным образом его роль и незаметна, и определяюща одновременно, поскольку ведущий четко чувствует состояние, создаваемое чаем и мягко реагирует на любые изменения, не давая участникам церемонии уклониться в сторону. У каждого мастера ГУН-ФУ-ЧА (высшее мастерство чаепития) есть свое тонкое умение и приемы. Чай создает атмосферу, а мастер ее шлифует…
После больничного совета Александр Журавлев в свой новый рабочий кабинет вошел со странным смешанным чувством: новизны ощущений, гордости и страха. Конечно, он понимал, что думают люди по поводу его назначения, что только интеллигентность, высокий уровень культуры не позволяют им напрямую выражать их истинные чувства. Во что бы то ни стало, надо было подавить это чувство обиды. Но, главное, быстрее доказать всем и, прежде всего, самому себе, что недоверие неоправданно, что он не только хочет, но и может работать.
В первый же год персонал больницы – врачи и медсестры – получили рекордное за все время существования этого лечебного учреждения количество квартир – 60! Вскоре вступил в строй действующий больничный долгострой, ставший уже притчей во языцах – хирургический корпус. Как и обещал Журавлев на том первом больничном совете, что постарается обеспечить качест-
венные условия для работы профессионалов. Слово было сдержано.
…Сначала надо познакомиться с чаем. У каждого участника церемонии должно быть две чашки – высокая и узкая для восприятия аромата, а низкая широкая для наслаждения цветом и вкусом…
…Холодная снежная зима. Раннее утро. Так не хочется просыпаться! И вдруг, как толчок, всплывает в памяти – папа, сегодня должен приехать папа. И точно. За окнами уже слышен шум въезжающего во двор отцовского «Уазика». Маленький Сашка вскакивает, накидывает полушубок и со сладко замирающим сердцем вылетает на улицу. Так и есть. Машина буквально набита ярко оранжевыми апельсинами. Они кажутся невероятными, нереальными в заснеженном, далеком городке. Поэтому, наверное, и стало это воспоминание для него символом праздника, радости души.
Похожее ощущение сейчас возникает уже по другому поводу. Вместо «праздничных апельсинов» душевный комфорт Журавлеву приносят сугубо прагматичные вещи: порядок в коммунально-бытовых нуждах больницы, приобретение нового современного оборудования, повышение зарплаты персоналу, «лишняя» выбитая квартира для нуждающегося в жилье сотрудника.
– Вятские – ребята хватские! Семеро одного не боятся,– любит подшучивать над своим происхождением Александр Журавлев. – Мой родной город – Санчурск, в трехстах километрах от Вятки. Знаете, по поводу названия нашего городка мои неунывающие земляки придумали такую присказку: есть, дескать, в мире три известных города – Сан-Франциско, Сан-Пауло и Санчурск.
…На чайной доске соблюдается композиционное единство чашек. Чай засыпают в заварник и заливают кипятком. Первую заливку делают, чтобы смыть чайную пыль, дать толчок развития чаю. Приподняв высокую чашку, ее подносят к носу и медленно, внимательно дышат, наслаждаясь ароматом и настраиваясь к восприятию. Затем пьют, внимательно наблюдая за своими ощущениями.
«Вы наливаете в чайник с сухой заваркой чуть-чуть кипятка и чувствуете, как чай начинает разомлевать, – ощущается необыкновенный насыщенный аромат, – делится Журавлев. – И только через пару минут вы можете добавить воду. Еще один секрет – попробуйте сделать «перемес». Из чашки слить чай обратно в чайник, потом – назад в чашку. А вот зеленый чай лучше заваривать не кипятком, а водой примерно 70 градусов, чтобы сохранить полезные вещества. И еще один момент: я никогда не пью чай с сахаром!»
После института дорога в Челябинск нарисовалась сама собой. Жену Александра (она врач-педиатр) распределили в Омск, сам он из Кирова. Если посмотреть на географическую карту, то Челябинск находится как раз на «золотой» середине между двумя этими городами. Здесь давным-давно работал, строил ЧТЗ, дед Александра Леонидовича. Почему-то любят вятичи южноуральскую землю! На выборах в Законодательное собрание области, когда Александр Журавлев баллотировался по Чебаркульскому избирательному округу, разговаривая с людьми, с удивлением обнаруживал, как много здесь у него земляков! К слову сказать, Журавлев депутат-ствует уже второй созыв. А природа здешняя похожа на вятскую. Может быть, поэтому на тех выборах судьба оказалась к нему благосклонной, и он одержал победу, став депутатом Законодательного собрания области.
Жизнь удалась? А почему бы и нет?!
…Есть чаепитие на каждый день, а есть изысканные способы для исключительных случаев. Так же и жизнь. Для кого-то она – обыденность, а для кого-то – исключительный случай, который нельзя разменивать на пустяки, как невозможно пить пустой чай из разового пакетика.
Настанет утро, и человек опять пойдет в гору к тому источнику. Пойдет трудной тропой, сбивая ноги, царапая до крови руки. Но он хочет всего самого настоящего, подлинного и полноценного. А иначе – зачем жить?..