Ольга Андреевна, есть вещи, которыми вы в жизни гордитесь по-настоящему?
Своими детьми и, может быть, самой собой, чтобы не было мучительно больно за прожитые годы (смеётся). Можно гордиться только тем, чего ты сам добился в этой жизни, без посторонней помощи.,
А кроме детей и работы, чем вы занимаетесь в свободное время?
Теннисом. Недавно занялась йогой. Не думать о своём теле – совершенно неправильно. Спорт – это не пустое времяпрепровождение, это удовольствие, это разгрузка, это вкладывание денег в своё здоровье. А ещё я каждый день читаю. У меня такое правило – прочесть хотя бы страницу. Сейчас население стало меньше читать, упала грамотность, мы стали жить быстрее – некогда оглянуться. А книга – это возможность побыть наедине с собой, со своими мыслями и мыслями автора.
А автомобиль?
Это просто средство передвижения. Мне, кстати, один знакомый сказал: «Никогда не думал, что нужно сделать столько дел в стольких местах до тех пор, пока у меня не появилась машина». Я, как и все люди, иногда «туплю». Знаете, есть такое выражение: «Чем хуже ты водишь машину сам, тем больше людей тебе мешает на дороге» (смеётся). Хотя мне, если честно, никто не мешает. Всё зависит от того, в каком состоянии проснулся, какой день недели, какая погода.
Есть вещи, которых вы по-настоящему боитесь?
Любой человек чего-то боится. Я, например, боюсь неопределённости. Даже если ты прыгаешь через пропасть – ты что-то делаешь.
Вы не боитесь делать ошибки?
Этого боятся только слабые люди. Мы же учимся на собственных ошибках – учиться на ошибках других бесполезно и бессмысленно. Если я не совершала ошибок ― значит, я ничего не делала.
Каково это, перейти из одной области деятельности в другую, из медицины в предпринимательство?
Это было нетрудно. Я оказалась на перепутье, и некогда было думать. В критических ситуациях правильный выбор делаешь быстрее.
Трудно было в плане конкуренции, мужской конкуренции?
Понимаете, в нашей стране женщине на самом деле во всём сложнее. В бизнесе, госуправлении – вы много видели женщин? Но вообще-то, я думаю, что всем одинаково тяжело. Нужно просто отбросить всё – ведь говорят, что нет будущего и прошлого, мы живём здесь и сейчас. И действовать в консолидации.
Сейчас модно среди успешных людей идти в политику… Вы бы хотели?
Политика – это то дело, занимаясь которым нужно переступать через людей. Я так не могу. Пока не вижу себя в большой политике… Но если бы выпал шанс – попробовала бы. Политика – дело нужное. И женщины тут тоже необходимы. Кто будет заниматься назначением пособий беременным, матерям-одиночкам, например? Мужчины? Они не понимают этого. Очень много мужчин приходят домой, где кров, где уютно и тепло. А как всё это создаётся? Что для этого нужно? Они не задумываются.
Что касается большой политики: как на ваш взгляд правильнее – брать пример с Запада, как с реформой образования, или использовать что-то самобытное?
Копировать Запад – глупо, мы не имеем права этого делать. Что касается образования – оно было замечательным в Советском Союзе. А сейчас мы многое теряем, это катастрофа! Конечно, не все должны быть юристами, но и не все должны быть рабочими в наш век автоматизации. И скоро мы поймём, что сделали из детей собственными руками. Цыплят, как говорится, по осени считают…
А как насчёт западной медицины?
Медицина там абсолютно другая. У них есть определённый стандарт образования, и это дало хорошие результаты. Сейчас уже многие люди едут на операцию и лечение за границу. А введённая у нас в стране система оплаты труда докторов в зависимости от числа принятых больных – в корне не верна! Ведь наибольшие деньги врач получает за тяжёлых больных. А что делать с лёгкими? Переводить их в тяжёлые? (смеётся).
Прокомментируйте, откуда взялись такие врачи-циники в кинематографе как доктор Хаус или доктор Быков? Это перенесённая на экран реальность или исчерпавший себя стереотип?
Сериалы ведь не просто так выпускают, они показывают современного доктора в целом. Мы часто цитируем фильмы, а вот сериалы вы можете процитировать? Это просто некий срез жизни, населения.
И что вы можете сказать о современном населении?
Люди стали загруженными и унылыми. В старину, знаете, чему учили? Радоваться наступлению следующего дня.