Школа без границ
95‑й лицей празднует новоселье и подтверждает статус открытой творческой лаборатории для детей
СЕМЬЯ: образование
текст: Александра Павлова
фото: Дарья Пона
Недетский лепет
Новое здание лицея № 95 учителя и ученики получили как долгожданный подарок к Дню знаний. С момента открытия прошёл целый месяц, а дети не перестают удивляться и находить в интерьере что-то новое.
— Что вам понравилось больше всего? — спрашиваю у детей, столпившихся у входа.
— Всё! — хором отвечает бело-серая стайка. — Интерактивные доски, клёвые экраны, стены, на которых можно рисовать…
Наш мило начавшийся диалог прерывает директор — Лилия Алексеевна Емельянова, хозяйка двух лицеев с общим номером 95. В одном учатся дети начальных классов, в другом — с 1-го по 11-й класс. Теперь учеников и учителей стало почти в два раза больше.
Лилия Алексеевна радушно улыбнулась и пригласила внутрь. Мы идём по школьным коридорам, директор здоровается по именам со всеми ребятами подряд, она оказывается в курсе их последних исследований и открытий. Экскурсоводом Лилия Алексеевна оказалась превосходным. Ещё бы! На её глазах плоский бумажный проект школы обрёл реальные очертания, стал объёмным и наполнился деталями.
— Интерьер нашего лицея, с одной стороны, был детально продуман на бумаге, а с другой — его можно считать полной импровизацией, воспоминанием, привезённым из командировок. Многие декораторские ходы мы с коллегами придумали сами или подсмотрели в лучших школах страны и очень рады, что строители реализовали все наши задумки. Например, стены, выкрашенные грифельной краской, родом из «Артека» — особого, почти магического места для каждого ребёнка. Таких говорящих поверхностей у нас две: одна — в холле второго этажа, вторая — в кабинете рисования. На обеих дети пишут послания друг другу.
Классный класс
Переступаем порог школы и буквально проваливаемся в просторное, гулкое, залитое солнцем пространство. Тут — броуновское движение. Кто-то пытается натянуть на детёныша шапку, но ребёнок отчаянно сопротивляется, кто-то идёт в столовую, чеканя шаг, а кто-то крутится у зеркал, облицевавших колонны, — дизайнерский приём, идеально растворяющий любые преграды.
Первое, что бросается в глаза, — отсутствие блокпоста с неприступными охранниками. Служба безопасности есть, но она скрыта от глаз посторонних. Слева от входа — суперсовременный диспетчерский пункт с мониторами, пультами, мигающими лампочками. Рядом с этой тайной комнатой — стеллаж с разнокалиберными зарядниками. Простое решение, которое позволяет лицеистам всегда быть на связи с родителями.
В 95‑м учатся дети разного возраста, и это было учтено уже на стадии эскизного проекта. Сантехника, мягкая мебель и учебное оборудование запроектированы навырост. Поэтому, перемещаясь из кабинета в кабинет, постоянно ловишь себя на одной мысли: «Верно, так же чувствовала себя Алиса, когда на её глазах то уменьшались, то вырастали стулья?». И когда я только успела съесть вырастайбулку?
Всё по плану
Бог, как говорится, в деталях. Планировка продумана так, чтобы с пользой оформить каждый квадратный сантиметр. Анфилада помещений выстроена по трём основным осям. Слева расположено детское крыло, прямо и справа — череда учебных классов.
Грамотное зонирование превратило малышковое крыло в образовательный кампус с отдельным входом, раздевалкой, соразмерной мебелью, сантехникой и жидкокристаллическим экраном чуть ли не во всю стену. Лилия Алексеевна признаётся, мол, часто подмечала, как такую дорогую электронику специально помещают под самым потолком, чтобы дети не дотянулись. А здесь принято брать, трогать и всем пользоваться!
— Мы намеренно смонтировали сенсорные экраны на уровне первоклашек. Конечно, они могут повредить чувствительное оборудование, но мы этого не боимся. Если это произойдёт, то это будет звоночек нам: не объяснили, как всем этим пользоваться. Впрочем, всего таких экранов четыре, и они предназначены не только для скачивания информации, но и для трансляции новостей. Ведь в нашем лицее несколько лет работает настоящая телекоммуникационная студия, где ребята осваивают азы профессии журналиста и готовят научные проекты. Многие из этих работ завоевали первые премии на всероссийских и международных конкурсах юных исследователей.
Взрослое крыло насыщено другими опциями. Интерактивными, цифровыми и технологичными. Кабинеты оснащены по последнему слову. Например, в классе физики лаборатория расположена прямо над головами учащихся. Специальные трансформаторы-модули, больше похожие на телескопы подводников, обеспечивают питанием оборудование, электрические схемы, цифровые установки. Одно нажатие кнопки — и можно наглядно изучать, как действуют законы Ома. Современное оборудование с гордостью продемонстрировала учитель физики Виктория Лунегова.
— Пять-десять лет назад о таких установках педагоги могли только мечтать. Ведь когда мы начинали изучать силу тока или сопротивление, нам приходилось становиться электриками и пробрасывать провода всеми доступными способами. При этом на полы невозможно было встать, чтобы не наступить на какой-нибудь кабель. А здесь такой комфорт, порядок и безопасность, — говорит Виктория Валерьевна.
Интерактивные доски, которые помогают решать задачи, ортопедические стулья, которые выравнивают осанку, парты, которые помогают не горбиться. В этом интерьере даже стены с интеллектом: они то и дело превращаются то в классную доску, то в фон для проектора. Все поверхности выкрашены разбеленной жёлтой краской, которую директор по-дизайнерски называет цветом ванили: «На Урале так не хватает солнечных дней, поэтому мы решили добавить света в интерьеры. Такая гамма, чтобы было по-домашнему уютно и светло».
Следующая остановка — школьная библиотека.
— Только не надейтесь, что здесь фолианты аккуратно и по линеечке расставлены по полочкам, — сразу предупреждает директор-экскурсовод.
Лицейской библиотеке действительно удалось уйти от банальности и всего того, что заставляет детей обходить такие заведения стороной. Вместо унылого читального зала — уютная зона для коворкинга с мягкими диванами. Книги с QR-кодами и компьютеры. Никакой священной тишины — живое общение, обмен опытом и знаниями!
О спорт, ты — жизнь!
Мамы лицеистов знают, как важно сохранить ребёнка в спорте при усиленной учебной нагрузке. В 95‑м оборудовали два современных спортивных зала: малый и большой. Первый предназначен для тех, кому противопоказана физическая нагрузка по состоянию здоровья. Отныне эти дети не будут тихо стоять в сторонке, а будут заниматься ЛФК или фитнесом. Для всех остальных — большой зал с расчерченными под разные виды спорта полами. А ещё замечательные спортивные площадки за пределами здания: футбольное и баскетбольные поля с безопасными мягкими покрытиями, теннисный корт и, конечно же, футбольная коробка.
Даже внешне лицей потрясающий. Разные объёмы фасада отделаны мокрой штукатуркой и раскрашены в разные цвета.
— Фисташковый, бисквитный и цвет горького шоколада, — комментирует Лилия Алексеевна.
Тотальный open space
Отказавшись от стандартных баррикад из столов, стульев и заградительных ограждений, освободив стены от объявлений и компактно упаковав информацию в цифровых терминалах, директору вместе с содружеством проектировщиков удалось, пожалуй, самое главное — сделать образовательный процесс максимально открытым. На эту идею и работают полупрозрачные двери в каждом кабинете: благодаря такому нестандартному решению любой урок можно считать открытым.
В том же ключе выполнен и актовый зал. Лишённый многоярусных штор, тяжёлых ламбрекенов и декораций, он не скрывает творческое закулисье. Теперь только дети решают, как оформить свою сцену и какой задник подойдёт для их постановки.
И так в 95‑м лицее во всём. К концу двухчасовой прогулки с Лилией Алексеевной я начинаю понимать основную архитектурную идею: строители и дизайнеры намеренно оставили ученикам пространство для творчества, для деятельного познания мира, для свободы самовыражения.