«Клевые фотки!» – эта фраза вошла в наш лексикон и засела там прочно, как гвоздь в деревянном столбе. Мы давно уже не снимаем, не фотографируем, а «фоткаем» – быстро, просто и как попало. Как часто мне пишут люди в социальных сетях «сколько стоит у тебя сделать фотки?» Отвечаю: «я не делаю фотки». В ответ недоумение: «ты ж фотограф???»
Вот именно. Я фотограф. Я не делаю фотки. Я снимаю фотографии. В чем разница между фотками и фотографиями? В попытке разобраться в этом казусе я, Ксения Преображенская, директор фотографической школы, вывела соответствующую градацию фотопроизведений.
Бытовое фото
– или попросту те самые «фотки». Создаются всеми с помощью всего. Для создания используется фотоаппарат (любой), айпад, телефон, веб-камера и т.д. Наличие модели в кадре (внизу кадра, сбоку кадра, за кадром, за углом) не обязательно. Недопитые фужеры, шашлыки, чужие головы на переднем плане, кусты, цветы, мусорки сбоку, пальмы, дорожные столбы, провода из-за головы привносят оригинальность и разнообразие. Резкость, фокусировка, отсутствие «шумов» и прочие признаки качества интересуют только избранных. Как правило, эти люди покупают «зеркалку» и начинают «фоткать» на нее, постепенно переходя в разряд любителей.
Любительское фото
– это «фотки», но уже на «зеркалку» («вы что, она ж знаете сколько стоит!» Значит круче!). Отличаются от первой категории качеством и размером возможного отпечатка. В остальном – отличия малозаметны. Крутить зум штатного объектива и колесико с режимами догадываются единицы. Когда к ним приходит понимание полного непонимания (если приходит))), они приходят в фотошколу. «Я хочу разобраться с фотоаппаратом» – эта фраза на первом занятии – наше «топ 100» за 4 с лишним года работы. Спрашиваю: а научиться снимать не хотите? В ответ недоумение: «Так я ж и говорю: хочу разобраться….» Восторг и только! И вот после того, как разобрались (если разобрались), и стали пользоваться творческими режимами, и слова «приоритет диафрагмы» и «экспокоррекция» уже не кажутся такими страшными, и лица людей, попавших под прицел (о чудо!) не расплываются как под лупой; после того, как пройден обязательный этап фотографирования цветочков, веточек, котов и отражений в луже под углом 45 градусов, раздается тот самый первый звонок, и женский голос спрашивает: «скажите, вы снимаете свадьбы?» И нет бы соврать, сказать, что не хочу и не умею, но ведь так хочется новый полтинничек (вспышку, штатив, поляризационный фильтрик, сапоги)… И еще такой робкий внутренний голос: «ну ты же фотографировал Катьку, и соседку, тетю Люсю, и эту, рыженькую, им же понравилось…» И вот уже фотограф – любитель номинально переходит в разряд профессионального.
Профессиональное фото
– самая сложная категория. Если грубо, для обывателей – это фото, сделанное зеркальной фотокамерой, за которое заплачены деньги. На практике все гораздо сложнее. Уровень профессионализма фотографов сильно расходится, и зависит, на мой взгляд, от следующих критериев: наличие хорошей аппаратуры (ресурсы); наличие знаний, как пользоваться этой аппаратурой (теоретическая база); наличие умений, позволяющих пользоваться знаниями о том, как пользоваться аппаратурой (практика и опыт); наличие таланта (врожденное видение, умноженное на развитие и самосовершенствование).
Последний пункт, при его присутствии, может частично компенсировать пробелы в предыдущих. Но при его отсутствии уровень фотографа будет иметь предел, переступить который практически невозможно.
По-настоящему профессиональный фотограф – это тот, кто может верно понять поставленную задачу, спланировать и подготовить должным образом съемку, а потом, с помощью своей аппаратуры снять наиболее качественную, совершенную технически фотографию, которая при этом будет на 100% удовлетворять требования заказчика, в том числе невероятно сложные, и даже превосходить их.
Художественное фото
– профессионально снятое фото, несущее высокую эстетическую ценность. В отличие от профессионального, позволяет себе быть иногда нерезким, неярким (или вовсе монохромным), «неправильно» скадрированным, пересвеченным, и вообще непонятно как снятым. Но заметьте, это сделано автором с какой-то определенной целью, то есть намеренно. Основное отличие от предыдущих категорий – на него почему-то хочется смотреть. Дополнительное отличие – эти фотографии почему-то вызывают внимание профессионалов, фотографов, критиков и галерейщиков. Их рассматривают, обсуждают, и хотят приобрести. Ценность их не угасает с годами, а лишь возрастает. Они понятны без слов и пояснений людям разных профессий и национальностей. Имена лучших фотографов история хранит.
Студийное фото
Что ждут люди от студийной фотографии? Наверняка это один из закоренелых фотографических мифов советских времен, что если фотограф снимает в студии, он более профессионален. И снимки будут лучше. Отчасти это верно, но вовсе необязательно. То есть супер-профессиональный репортажник, всю жизнь проработавший «в полях», первый раз придя в студию, вряд ли снимет глянцевую рекламу. Но это вопрос практики. И модный глянцевый фотограф может не сделать качественного репортажа. А есть авторы, которые с одинаковой легкостью творят шедевры и в студии, с искусственным освещением, и на улице, с одним- единственным солнцем. И все равно люди упорно продолжают хотеть студийные фотографии!
И объяснение этому феномену более чем прагматичное: вспомните наш уральский климат! На улице можно работать в лучшем случае 5 месяцев в году, и то если повезет. Комары, мухи, жара, или ветер, дождь и промокшие ноги в качестве бонуса. Вот и идем в студию, там тепло, сухо и вкусный кофе. И 12 месяцев, а не 5! То есть для заказчика студийная фотография – это что-то вроде гарантии профессионализма в сочетании с комфортными условиями.
Сама студийная фотосъемка – в большинстве случаев это прикладное ремесло. То есть не более чем качественная фиксация определенных людей, предметов, или людей с предметами. И люди должны (в идеале) нравиться себе на снимке. Казалось бы, каждая из таких фотографий не имеет особой эстетической ценности в масштабах фотоискусства. Но представьте себе, что сегодняшние салонные портреты попадут в руки к нашим последователям лет через 100. Тогда они представят уже целую эпоху! По этим фотографиям можно будет определить моду тех лет, отметить эстетические ценности, даже составить портрет нации…
Ну а если студийная фотография пойдет дальше? Если автор еще и талантлив, и сможет показать больше, чем просто человека с предметом? Ведь ограничений его фантазии просто нет! Талантливый фотограф может создать фотографию, которая заставит задуматься. Фотографию, которая будет показывать образ и рассказывать историю. Это и есть мастерство.