+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Помню, одна «звезда экрана» (а, по сути, герой вчерашних дней) закатил мне дикую истерику по поводу невинного вопроса о семье. Я осведомилась: «Что, собственно, вас смущает?» Оказалось, не слишком востребованный ныне актёр считает подобные вопросы бестактными и согласен говорить только о высоком. Направляясь к Ринату Раеву, новому муфтию Челябинской и Курганской областей, мне вдруг отчётливо припомнилась эта сцена. Каково же было моё удивление, когда фраза, которую я осмелилась-таки произнести в конце беседы, вызвавшая некогда ярость у упомянутого лицедея, муфтия ничуть не смутила. Он вообще охотно включался в любые темы. По всему чувствовалось, господин Раев – человек образованный, открытый для общения — умеет управлять эмоциями. И не только своими.

– Подскажите, как правильно к вам обращаться?
– Обычно ко мне обращаются – муфтий хазрат или уважаемый муфтий хазрат.

– Ваше сознание было сформировано в советский период, уважаемый муфтий хазрат, расскажите, пожалуйста, как происходил ваш приход к религии?
– Родом я из Курганской области, Сафакулевский район, деревня Карасево. Мать рано умерла, а отец придерживается законов ислама. Дедушки и бабушки – тоже. В семье все владели Кораном, переводили с арабского. В моём роду имелись священники – ещё до революции – и со стороны отца, и со стороны матери. Даже совершали паломничество в Мекку, как положено – пешком. Так что, основы духовности заложены во мне предками. А более детально начал изучать религиозные темы, когда учился в институте, в Троицке. Познавая науку, приходил… к религии.

– Сколько вам лет, муфтий хазрат?
– В нынешнем году исполнится сорок. Когда-то, по окончании школы, поступил в Троицкий ветеринарный техникум. Закончил его, отслужил в пограничных войсках. Работал по специальности. Вернулся на «гражданку», поступил в Троицкий ветеринарный институт. Закончил и его – с отличием. Параллельно получил начальное религиозное образование в медресе Троицка. Затем – Исламский институт имени Фахретдина в Уфе, работал ответственным секретарём Центрального духовного управления мусульман России, был управделами, заведовал учебной частью Исламского института. А в 2003 году этот институт преобразовали в Российский исламский университет, и по сей день я являюсь ректором этого вуза. 

В декабре 2005 года назначен муфтием Курганской и Челябинской областей.

– Как-то не вяжется: анатомия, биология, дарвинизм и вдруг – крен совсем в другую сторону…
– Да, я изучал анатомию, биологию… Сопоставлял, выявлял аналогии. И всё чаще находил подтверждение своим мыслям о связи человека с Творцом Вселенной. Скажем так: учение Дарвина о происхождении человека от обезьяны перестало меня устраивать! Та же наука эмбриология находит отражение в первых главах (сурах) священного Корана. В Коране с полным знанием дела описан процесс зарождения жизни. Считаю, на более углублённое изучение религии меня наставил сам Бог. Всё, что мы изучали, все эти спецпредметы… Они вызывали определённые вопросы, а ответы на них я обнаруживал в… Коране. 

– Примерный студент-отличник, активист, на досуге наслаждался чтением Корана…
– И к тому же, спортсмен! Постоянно принимал участие в соревнованиях по лыжам, выступал за команду ветеринарного института. 

– Неужели никогда не возникало сомнений? – Я опять о религии… Наверно, каждый человек рано или поздно задаёт себе вопрос: может, я всё же не на том пути?
– Сомнений не возникало.  И когда университет религиозный поднимали из руин (во всех смыслах!), возвращая старые, дореволюционные постройки, и когда восстанавливали их затем своими руками… Даже тогда надежду не терял. В Коране говорится: всевышний не изменит положение какого-либо народа до тех пор, пока сам народ, сами люди, засучив рукава, не приступят к изменению своего положения. Наше предназначение – творить добро, восстанавливать всё, что утеряно за 70 лет. Мы твёрдо намерены следовать учению традиционного ислама.

– Что вы думаете по поводу недавней шумихи вокруг карикатур на пророка Мухаммеда?
– В священном Коране Творцом упомянуто: «Рабы милосердного будут ходить по земле смиренно. А когда невежды будут обращаться к ним со словами, вы, верующие, говорите им: салям (мир)». Эту карикатуру, безусловно, изобразили атеисты, безбожники (они даже сами, по-моему, в этом признались). Для таких не существует ничего святого, божество для них –  не более, чем персонаж, основа для карикатур. С нашей позиции, такой человек – невежда. Но по канонам Корана, мы говорим ему: мир. Он сам не ведает, что в действительности творит. Если кто-то пошутил, мы должны быть выше этого. 

 – Вы фаталист?
– Существует, конечно, некое предопределение… Всевышний посылает нам добро и зло. Порой, в разной мере. Но он всегда предоставляет нам, людям, право выбора. Каждому из нас самому решать: с чем оставаться, что предпочесть – добро или зло?  

– Каковы перспективы вашей деятельности здесь, в Челябинской области?
– Будем продолжать диалог между традиционными конфессиями, укреплять взаимоотношения в рамках толерантности. Предполагаем проводить совместные мероприятия с русской православной церковью. 

Выезжаем в районы, приходы Челябинской и Курганской областей. Объездили уже половину территории. А недавно, например, побывали в Курганской области. Познакомились с прихожанами, ответили на вопросы, которые их интересуют. Кроме того, следует упорядочить сферу духовного образования мусульман. Планируем сотрудничать с рядом вузов, в частности, с Челябинским государственным университетом – в сфере духовного воспитания в рамках традиционного ислама. Знаю, там есть аналогичный факультатив по основам православия. Возможно, откроем здесь филиал Исламского университета, который базируется в Уфе.

 – Сколько приходов в вашем подчинении?
– В Челябинской области 100 мечетей и в Курганской – около 40.

– Чем-то уже «отметилась» в вашем сознании именно наша область?
– Помню, отмечали Курбан-байрам – в январе. В самый разгар морозов. Температура на улице –  минус 34 градуса. И при этом народу собралось столько, что он не вмещался в здание Белой мечети! Оно, увы, слишком тесное. Пристрой не сделаешь – исторический объект, памятник истории и архитектуры. Но, тем не менее, дополнительные площади нужны. 

 – Много ли среди верующих молодых людей?
– Молодые люди, слава Богу, веры не потеряли. Сейчас в мечеть – в Башкирии, Кургане, Челябинске – приходит помолиться до 60 процентов молодёжи. Не ради престижа. Молодёжь искренна в своих побуждениях, она хочет обрести путь к Богу. Мне нравится наша молодёжь! У меня с ней хороший контакт. После  праздника Курбан-байрам многие из молодых подходили, интересовались: можно ли поучиться на религиозных курсах основам традиционного ислама?

А недавно, на Восьмое марта, мы выезжали с поздравлениями в пятую женскую колонию. Здесь, в Челябинске. Среди заключённых очень много молодёжи. Заметно было, что они с открытой душой тянутся к вере. 

– Вы занимаетесь благотворительностью?
– Да, наша поездка в колонию – акт благотворительности, и заодно – ознакомление с аудиторией верующих. Мы намерены преподавать им основы ислама. С руководством колонии заключили официальное соглашение о сотрудничестве, теперь каждый месяц будем посещать это учреждение – а там содержится более тысячи человек! Уже во время нашего первого визита пришли человек 40.

– Подарки привозили?
– Мы сделали общий для всех подарок. Спросили заранее, в чём есть нужда, нам ответили: телевизор перегорел. Купили новый телевизор и подарили. Нам пояснили, что телевизор поставят в детском саду при колонии, там такой имеется. А ещё, конечно, привезли женщинам фрукты.

В наших планах – посетить все колонии, побеседовать со всеми жаждущими наставлений, совершившими прегрешения. В пятой колонии первое знакомство, считаю, удалось. Женщины плакали… Одна из них сказала: «Нам не важно, ЧТО вы подарили, более значимо общение с вами и ваше внимание». 

– Вы – человек современный, эрудированный, принадлежите к священникам новой волны… Вопрос такой: приходилось ли вам когда-нибудь скрывать свой ум?
– Никогда не скрывал. Наоборот, стараюсь знания, которыми владею, применять в жизни. С удовольствием передаю их своим студентам. 

– Вы – щедрый человек? Когда это стало проявляться и в чём?
– Так воспитывали родители. В исламе щедрость весьма поощряется. Пророк Мухаммед говорит: «Щедрость надо проявлять. Но если вы не можете по каким-то причинам проявить щедрость материально или финансово, хотя бы поддержите человека хорошим, ободряющим словом». Это – тоже категория милосердия, щедрости. 

– Что, по-вашему, для современного человека опасно? Возьмём, хотя бы, проблему одиночества. Вы были в колонии и поняли, что эти женщины, прежде всего, очень одиноки – каждая в своём горе, в своей проблеме. Да и в обычной жизни тема одиночества актуальна. Стоит ли её преодолевать, или такова уж обратная сторона человеческой эволюции, и ничего не поделаешь? Как, на ваш, пастырский, взгляд? 
 – Един только Всевышний. Это качество присуще только ему! Бог сотворил «всякой твари по паре». В исламе нет монашества. Создание семьи поощряется Всевышним. Пророк говорит: кто одиноко живёт, тот самый наихудший человек. Я всегда избегал одиночества. Рос в многодетной семье, где было шестеро детей, а я – предпоследний. С братьями, сёстрами дружно жили, дружил и с соседскими детьми, одноклассниками, однокурсниками. Участвовал во всех событиях бурной студенческой жизни – в соревнованиях или самодеятельности.

– Вы считаете, одиночество сродни эгоизму?
– Да. И эгоизм осуждается религией… Плохое качество. Оно присуще сатане. От сатаны это – сознательно избранное одиночество.

Осуждается в Коране и всякого рода одурманивание (спиртное, наркотики), азартные игры. Не только потому, что пагубно для здоровья. Прежде всего потому, что это приводит к дисбалансу во взаимоотношениях людей. 

– Помогали ли вы своим родным в детстве? Может быть, работали, чтобы поддержать свою семью?
– В студенческие годы трудился в стройотрядах – по своей специальности. Из ветеринаров формировали отряды, и мы летом ездили по районам, делали животным хирургические операции. А в детстве – конечно, вместе с братьями и сёстрами помогал родителям на огороде. Газа в нашей деревне не было, поэтому – и дрова рубил, и сено косил…

– Техникой увлекаетесь?  
– Что-то починить? Могу… Радиоприёмник, например, отремонтирую. 

– А в каких кружках вы занимались в детстве?
– В школе увлекался лёгкой атлетикой и, как я уже говорил, лыжами. По лыжам имею первый юношеский спортивный разряд. Потом – волейбол, баскетбол. Мне всё нравилось! Кроме, пожалуй, тяжёлой атлетики и культуризма (хотя Шварценеггера очень уважаю!). Позже спортивная подготовка помогла в армии – служил в пограничных войсках, на границе с Китаем. 

– Каков ваш режим дня сегодня?
– Встаю в пять-шесть утра. Пять раз в день молюсь. Ложусь спать в час ночи. 

(Разговор прерывает модная мелодия на сотовом муфтия.)

 – Вы, кажется, любите стильные вещи, модную одежду, хороший парфюм? Это не противоречит вашим религиозным убеждениям?
– Вчера ставили купол минарета в Копейске, и один прихожанин задаёт вопрос: не слишком ли современная архитектура используется, соответствует ли это исламу? Но канонически там всё выдержано! Мечеть направлена на Мекку. Это – главное. А архитектура может варьироваться. Ислам способен воспринимать веяния времени, он существует не для одной эпохи! Если мы будем отрицать новое, не сможем быть интересными для молодёжи, погубим своё будущее.

 Сам пророк в своих одеяниях, чистоте – тела, костюма, общей своей культуре и образе жизни показывал, что следовать веяниям времени – благо. А по поводу мечети в Копейске… Я ответил: «Архитектор, строители выразили этой мечетью степень своей любви ко Всевышнему. И эта любовь передаётся всем остальным – тем, кто смотрит на это прекрасное творение рук человеческих, любуется им. Разве радостно нам от созерцания однотипных, стандартных зданий?»

– Можно узнать, о чём вы мечтаете? 
– Мечтаю обрести внутреннюю гармонию, покой в душе. Покой души можно не только через религию приобрести, но и благодаря счастью и миру в семье. Пророк учит: «Каждый родитель ответственен за своих детей».

По тому, как он относится к потомкам, как их воспитывает, он получит впоследствии либо вознаграждение, либо наказание. И здесь, на земле, и в вечном мире. Каждый из нас должен развивать в себе любовь ко Всевышнему и всем его творениям. Если это произойдёт, будет на земле счастье!

 Моя мечта – чтобы было счастье! Не только для себя его желаю, но и для жителей Челябинской и Курганской областей, региона, России… 

– Расскажите, если  можно, о своей семье, как проводите свободное время?
– Я женат, у меня двое детей: дочь и сын. Дочери шесть лет, сыну четыре. Ходят в детсад, изучают родные языки, основы религии. Супруга – верующая, зовут Резеда, ей 28 лет, она тоже училась в Исламском институте. 

А свободное время… Люблю искусство! Посещаю театры, концерты, выставки. Особенно нравится наше национальное искусство – музыка, танцы, пение… 

Наш разговор сопровождался звоном капели за окном – вступала в свои права весна, в природе чувствовалось оживление… Словно прочитав ход моих мыслей, господин Раев напоследок завёл речь о… женщинах:

– В Коране есть отдельный раздел, посвящённый женщинам. Четвёртая сура. Таким образом подчёркивается значимость прекрасной половины человечества. Досточтимый пророк утверждает: «Рай находится под ногами ваших матерей». Матери особо почитаемы в исламе. И далее говорится, что женщин надо уважать, особо почитать. И, конечно, восхищаться – это я уже от себя добавляю.

Таков он, новый муфтий Челябинской и Курганской областей – молодой, очень современный, и без излишнего пафоса. И вроде бы слова его просты, а…почему-то вдруг глаз першит слезой. Знает пастырь, как затронуть струны души. Мусульманина, христианина, иудея или буддиста – душа человека конфессий не различает. Душа к душе стремится. И – ко Всевышнему. А Бог – един. 

Pin It on Pinterest

Share This