Безумные дни
Явления: музыкальный туризм
текст: Владимир Спешков
Фото: из архива Свердловской филармонии
«La Folle Journee» — название этого пиршества музыки. «Безумные дни» в переводе с французского. Фестиваль родился во Франции, впервые прошёл в 1995 году в Нанте — родном городе автора и художественного руководителя «Безумных дней» Рене Мартена, одного из самых известных музыкальных менеджеров планеты.
Форма и формат «Безумных дней» просты и эффектны, как всё гениальное. Стремительность (три дня), множество расположенных поблизости площадок, где с утра до вечера в режиме нон-стоп идут концерты классической музыки и тех современных сочинений, которые со временем, возможно, станут классикой. Ни один концерт (кроме грандиозного закрытия фестиваля) не длится больше часа, цены на билеты очень демократичны, так что самые неутомимые меломаны успевают за один «безумный» день послушать семь-восемь программ.
С годами французский фестиваль стал путешественником по миру: каждая новая ежегодная программа «Безумных дней», впервые представленная в Нанте, с вариациями и дополнениями обязательно повторяется потом в Токио и Варшаве, а время от времени и в Бразилии, Испании, Португалии… С 2015 года «Безумные дни» ежегодно принимает Екатеринбург. Вот самая краткая статистика нынешнего, пятого фестиваля: три дня (12–14 июля) 120 концертов на девяти площадках в центре города, 700 музыкантов‑участников, неизменно полные залы (билеты по 200 рублей на любой из концертов разлетелись задолго до начала), общее число зрителей — около сорока тысяч.
На вопрос о том, почему среди немалого количества российских мегаполисов, претендовавших на проведение «Безумных дней», был выбран именно Екатеринбург, Рене Мартен ответил так: «Свердловская филармония и её необыкновенно креативный директор Александр Колотурский были наиболее настойчивы. И у них был очень весомый аргумент — Уральский академический филармонический оркестр под управлением главного дирижёра Дмитрия Лисса. Ещё один аргумент — сам город Екатеринбург — живой, динамичный, бурлящий, с богатой музыкальной жизнью и чудесной публикой. Слушатели внимательны, как японцы, и эмоциональны и непосредственны, как русские».
О музыкантах. Понятно, что значительную их часть составляли французы. «Vive la France!» стало лозунгом этих дней, тем более что один из них пришёлся на День взятия Бастилии (14 июля). И наибольший интерес вызвал 22‑летний французский пианист с русскими корнями Александр Канторов. Корни глубокие, Александр — француз уже не в первом поколении и по-русски не говорит. Но зато играет по-русски («По-русски» — так называется его диск, записанный компанией «DIS» на концерте в парижском Фонде Луи Виттона). В Екатеринбурге Канторов играл только русскую музыку: Чайковского, Стравинского, Рахманинова, Губайдуллину. Два екатеринбургских концерта были первыми российскими выступлениями Александра после абсолютного триумфа на недавнем XVI Международном конкурсе имени Чайковского (I премия, Золотая медаль и Гран-при!).
Сотрудники Свердловской филармонии рассказывают, что ещё в конце прошлого года, обсуждая с ними афишу будущего фестиваля, Рене Мартен говорил: «Александр Канторов — главная надежда Франции на победу в конкурсе Чайковского». И не ошибся.
Александр Канторов с 16 лет участвует в фестивалях Рене Мартена, и, наверное, это особый дар музыкального продюсера — увидеть (услышать) и оценить потенциал музыканта на самых первых этапах его карьеры. Месье Мартен вообще особенно неравнодушен к юным талантам. «Я кормлю свою публику только свежим хлебом» — так он формулирует своё пристрастие к молодым талантам.
Из восходящих звёзд на нынешних «Безумных днях» с Александром Канторовым соперничала, пожалуй, только виолончелистка Анастасия Кобекина, тоже, кстати, лауреат последнего конкурса Чайковского. Концерт Дворжака для виолончели с оркестром си минор исполнила с поистине ностальгической, щемящей нежностью, продемонстрировав идеальную сыгранность с ещё одним оркестром Свердловской филармонии — Уральским молодёжным симфоническим оркестром под управлением Дмитрия Филатова. Это была не их первая встреча, тот же концерт уже исполняли вместе на «Безумных днях» в Токио.
У каждого нового фестиваля Рене Мартена есть тема. У «Безумных дней»-2019 она звучала так — «Музыка странствий». Моцарт, Гайдн, Лист, Берлиоз, Дворжак, Сен-Санс, Равель были неистовыми путешественниками. Как и наши соотечественники Глинка, Чайковский, Рахманинов, Стравинский. Их «музыка странствий» позволяла выстраивать программы на любой вкус, к примеру, объединять в одном концерте Уральского академического филармонического оркестра симфоническую поэму Джорджа Гершвина «Американец в Париже» и французский ответ на неё — сюиту для оркестра Дариюса Мийо «Француз в Нью-Йорке».
Прекрасной музыки и больших музыкантов было много, не расскажешь даже о малой части. Важно отметить, что на каждый фестиваль Свердловская филармония привлекает новых уральских исполнителей, на их концерты обязательно приходит Рене Мартен. Попадающие в сферу его внимания становятся участниками «Безумных дней» в других городах и странах. Из новичков этого года особый интерес вызвали ансамбль «Мандолины Екатеринбурга» и академический хор «Млада» из Перми.
Новые имена и новая публика — слушательская аудитория «Безумных дней» всё время расширяется. В этом году были концерты в Первоуральске, были трансляции в Интернете. В екатеринбургских зрительных залах встречалось немало меломанов из Тюмени и Перми, поездка на «Безумные дни» стала уже формой культурного туризма. Челябинцев было меньше, что немного досадно. Поэтому эти заметки хочется завершить советом землякам: не упускайте возможностей следующих «Безумных дней».
Их даты определены — 10–12 июля 2020 года. И тема уже известна — «Бетховен», к 250‑летию со дня рождения немецкого гения. Концертов планируется ещё больше — 150. Рене Мартен обещает, что прозвучат не только знакомые шедевры, но и неизвестный (!) Бетховен. Будет и множество музыкальных сюрпризов.