Новая искренность
Что, где и зачем смотреть тем, кто не смотрит ТВ
ЯВЛЕНИЯ: контекст
Текст: Мария Орлова
вДудь
5 011 196 подписчиков
от 4 000 000 до 23 000 000 — статистика просмотров одного выпуска
Гостями программы были: Михаил Идов, Леонид Парфёнов, Сергей Доренко, Михаил Ходорковский, Юрий Шевчук, Александр Цекало, Анастасия Ивлева, Баста, Евгений Ройзман.
Все началось с Юрия Дудя. 30‑летний редактор Sports.ru, журналист телевизионный и пишущий, создал свой канал на YouTube в классическом жанре подробного интервью. Чтобы шёл неспешный часовой разговор с человеком, на двух стульях, на каком-нибудь маловыразительном фоне, и чтобы вокруг при этом ничего не взрывалось, не танцевало и не снимало штаны. Никто не верил в чистое интервью для интернет-аудитории, привыкшей кликать и листать нон-стоп, нигде не задерживая внимания больше чем на 1,5 минуты. Не верил никто, включая самого Дудя, судя по его первым интервью в 2017 году. Но его «вДудь» создал контент, которого до сих пор не было. Сегодня его новых видео зрители ждут, как сеанса разоблачительной магии.
Молодой, модный, наглый, без всякого уважения и трепета перед заслугами того мэтра, что расположился на стуле напротив — он задаёт вопросы, которые всем бы хотелось этому мэтру задать, но никто не решается.
— Вы были трезвым, когда выступали? — спрашивает он Ефремова, о скандалах с пьянством которого знают даже те, кто не читает новости.
— Зачем вы соглашаетесь на повтор, ведь это всегда хуже оригинала? — спрашивает у Серебрякова, сыгравшего в сериале персонажа под доктора Хауса.
— Почему вас не любят, Никита Сергеевич, вы знаете? — спрашивает у Никиты Михалкова. — Вы говорили, что Ельцину нет альтернативы и это его крест, а потом — что для Путина власть — это его крест, вы про всех президентов так говорите?
— Если боитесь даже вы, то как должны вести себя мы? — спрашивает у Владимира Познера, который всегда и всем говорит о неизбежности компромиссов на телевидении.
Дудь делает так, как не надо. Журналистам ведь говорят: нельзя так часто скакать по темам, одеваться по-попугайски и качаться на стуле.
— Я плевалась всё интервью!!! До чего же противный этот Дуть!!! Его голос, манера разговаривать, внешность, даже эта трясущаяся весь эфир нога на ноге — раздражала, — тысячи комментариев под каждым роликом на канале «вДудь».
Новой аудитории интересны те, кто во вне — вне системы и институтов, которые больше не работают, вне признанных рамок, устоявшихся клише, вне истеблишмента, какой бы из них ни иметь в виду. Новая аудитория выбирает новую искренность. «вДудь» — это для молодых, которые носят мятые рубашки, ходят в кедах на босу ногу и смотрят «Утомлённых солнцем-2» без скидок на оскаровскую первую часть. И, что совершенно невероятно, — им интересно! Венедиктов рассказывал потом, как, выходя из офиса «Эха Москвы», встретил двух молодых людей, и, глянув на него, один другому говорит: «О, смотри — это же мужик, который был у Дудя!».
Как по мне — Дудя в кадре слишком много. Как по мне — интервьюер вообще не главный, не всегда прав, а потому не настаивает на своём. Но именно после этих сюжетов весь интернет, включая известных журналистов, смакует: паузы, выражение лица, шевеление усов Михалкова на вопросах про Путина.
Юрий Дудь, безусловно, вернул популярность интервью. За ним пошли последователи, это стало модно и прибыльно. Сам Дудь, по подсчётам Российского исследовательского агентства блогеров, заработал на своём канале за 2018 год 78,2 млн руб. — РИАБ при подсчёте исходил из рыночных цен на рекламные интеграции. И это — второе место, прибыльнее только YuoTube-канал Wylsacom блогера Валентина Петухова о технологиях (82 млн руб. за год).
GazLive
2 200 000 подписчиков канала Gazgolder
от 13 000 до 300 000 просмотров — статистика одного выпуска
Гостями программы были: Иван Ургант, Александр Ревва, Елена Малышева, Игорь Акинфеев, Ксения Собчак, Максим Галкин
Самый первый герой, у которого Юрий Дудь брал интервью для своего канала — рэпер Баста — запустил свой канал на YouTube «GazLive», созданный при поддержке продюсерского центра «Газгольдер». Трансляция почему-то идёт на платформе vkontakte. К Басте приходят исключительно медийные персонажи — он уже взял интервью у того же Дудя, Ивана Урганта, Александра Реввы, Лободы, Елены Малышевой, Игоря Акинфеева и других. Сюжет такой: Баста и его гость сидят в больших креслах из кожи и дерева, на турецком ковре и на фоне камина. Фишка в том, что вопросы гостям пишут зрители в сети перед началом записи, а ведущий их потом отбирает, сортирует и задаёт. Поэтому (а может, не только поэтому) большая часть вопросов типа: «Лучший день твоего детства?», «Переломный момент в твоей жизни?»
— Был ли у тебя секс за деньги? — задаёт Баста вопрос певице Светлане Лободе.
— Ты знаешь, меня так интересует общение и так нравится мозг человеческий, что меня вообще не интересуют материальные все эти схемы, — отвечает Лобода, откидывая тонкой ладошкой с четырьмя перстнями тяжёлую прядь светлых волос на задумчивое чело.
Баста как интервьюер слабоват, беседы будут интересны разве что поклонникам его творчества. Ну и опция задать вопрос в прямой эфир — неплохая идея.
Parfenon
563 930 подписчиков
от 270 000 до 1 200 000 — статистика просмотров одного выпуска
В разговорном формате делает Парфёнов свой «Парфенон» — это его авторский канал «про то, что было на неделе, что видел, про что думал, что почему-то вспомнилось». Блестящие — по форме, содержанию, да и по исполнению — интервью Парфёнова с самим собой. Идут под знаком 18+ — в начале записи Леонид Геннадьевич неизменно дегустирует «букет» из новой бутылочки. Некоторые ролики становятся очень рейтинговыми. Парфёнов путешествует по городам, большей частью европейским, заглядывает в гости к друзьям и просто хорошим людям, попутно рассказывая, чем они примечательны (например, держат ресторан в Тбилиси и делают сыр), делится мыслями о политических новостях, даже однажды поздравил страну с Новым годом… Всё это делается профессиональной съёмочной бригадой, с которой Парфёнов снимает свои фильмы, поэтому продукт получается крепкого телевизионного замеса, но при этом сохраняется интонация свободной беседы интеллигентных людей. Однако это — не интервью, о которых речь.
Нежный редактор
454 615 подписчиков
от 370 000 до 3 700 000 просмотров — статистика одного выпуска
Гостями программы были:
Алёна Водонаева, Александра Бортич, Глюкоза, Гречка, Юлия Топольницкая
Женский взгляд на интервью — в двух довольно популярных каналах: «Нежный редактор» и «А поговорить?». Первый делает Татьяна Мингалимова — девушка из редакторской команды канала «вДудь», из-за чего «Нежный редактор» стал восприниматься как женская ипостась этого проекта. Это история про новых взрослых — они интересны сами себе, говорят на одном языке и понимают, для чего встретились. Обе стороны немного играют: один — в то, что берёт интервью, другой — в то, что его даёт. Интервью в основном с девушками, с которыми Татьяна говорит о чём-нибудь женском и малосодержательном: гостям есть что предъявить (спетую песню, снятый клип, популярный блог), но, как правило, ещё нечего вспомнить — в силу простой физиологической юности. Девушки сидят босиком на диванчике или на двух креслах, кругом какие-нибудь подушки — эдакий девичий междусобойчик, за которым разрешили подглядывать зрителям.
А поговорить?
374 210 подписчиков
от 370 000 до 1 700 000 просмотров — статистика одного выпуска
Гостями программы были: Ирина Прохорова, Андрей Макаревич, Валерия Германика, Гарик СукачЁв, Сергей Полонский, Диана Арбенина, Людмила Улицкая
YouTube-канал «А поговорить?» — это проект телеканала «Москва 24». С гостями беседует журналистка Ирина Шихман. Снято профессионально и качественно, с телевизионным достоинством. Здесь тоже могут спросить про деньги и про трусы, но деликатно.
— Как вы проснулись с ощущением врага народа? — мягко улыбаясь в полумрак студийного минимализма, спрашивает Шихман у Андрея Макаревича.
— Противно, — отвечает тот.
Ведущие «А поговорить?» приглашают на свою площадку людей известных и интересных широкой аудитории. Интервью пишутся показательно с телевизионным монтажом, который придаёт бодрости, хотя попутно и теряя ощущение потока разговора. Самый популярный при этом ролик — интервью с гимнасткой Ляйсан Утяшевой, которое посмотрела аудитория в 1,7 миллиона человек.
Активные зрители канала «А поговорить?» — женщины, которые после выпуска дружно обсуждают гостя, понравился он им или нет, согласны они с ним или нет. Если дива Инстаграма Настасья Самбурская поддерживает приют для животных, то она — хороша. Если гимнастка Ляйсан Утяшева с напором и уверенностью говорит о женщине, которая должна что-то делать в жизни, в том числе для мужчины, то Утяшева — предсказуемо плоха.
Выбранный для канала жанр интервью как «разговор с подружками» предполагает как раз подобную ответную реакцию, и аудитория сама генерирует просмотры — чтобы объединиться с другими «подружками» в признании или непризнании героя интервью. Однако и запись с Борисом Акуниным собрала миллион. Канал «А поговорить?» — про разное и для разного зрителя, и глубина декольте Ирины Шихман в каждом ролике позволяет аудитории легко ориентироваться в интересующей тематике.
Шихман очень пытается подражать провокационности Дудя, но, уже задавая вопрос, начинает стесняться, как, например, в разговоре с Полонским про «куда деньги дел?» — и от этого возникает неловкость. С дамами разговор идёт куда бойчее и веселее, что ещё раз подтверждает миф, что не все женщины равны с мужчинами.
Ещенепознер
102 523 подписчика
от 79 000 до 572 000 — статистика просмотров одного выпуска
Гостями программы были: Анатолий Чубайс, Чулпан Хаматова, Олег Басилашвили, Галина Тимченко, Андрей Звягинцев, Андрей Сокуров
Самый интеллигентный канал даже назван с отсылкой к самому интеллигентному интервьюеру: «Ещенепознер». Автор проекта — Николай Солодников, журналист, руководитель проекта «Открытая библиотека». У него всё очень серьёзно и благообразно: содержательные вопросы — вдумчивые ответы. На интервью к Солодникову приходят уважаемые люди.
— Посмотрите — не в фоновом режиме. Заранее спасибо за ваш труд понимания, — предваряет Солодников некоторые выпуски для читателей своей страницы в соцсети.
«Ещенепознер» — принципиально неспешный разговор, противоположный ритму нынешнего информационного мира, стоящего на китах хайпа, скорости и желтизны. Солодников делает канал с интервью, в котором главное — остановиться. Остановиться и посмотреть на человека, остановиться и спросить: как дела? И — самое важное — выслушать ответ.
Камерная атмосфера будто бы вечерних приватных посиделок, без машинерии телевизионной студии, словно бы останавливает и публичных людей — героев интервью тоже, заставляет их выйти за рамки привычного восприятия интервью как жанра, выстроенного по принципу «защита-нападение».
— Как вы относитесь к личности Виктора Астафьева, писателя и человека? — задаёт первый вопрос ведущий министру культуры Владимиру Мединскому. Дудь бы, наверно, спросил: «А правда говорят, что ваш дисер — липа?». Мединский несколько растерялся, удивился и переспросил: а почему он должен как-то относиться к Астафьеву? Хороший, мол, писатель, но лично — не знаком… В этом ключе прошёл весь разговор с министром, где важнее оказалась не его должность, а он сам, и у зрителя при таком раскладе появляется возможность увидеть человека — из-под шелухи привычных образов, стереотипов восприятия, навязанных тем самым информационным полем, в противовес которому работает Солодников. Режиссура записи позволяет сделать то же — рассмотреть человека, посмотреть в глаза, остановиться.
Зрители оставляют неизменно благодарные отклики к каждому ролику с интервью «Ещенепознер»: «Соскучились по умному разговору с умными людьми», «Где бы ещё я посмотрел интервью с Бардиным?», «Это лучшее интервью с Явлинским, вы открыли мне глаза».
Однако поэтому же — аудитория канала на порядок меньше, чем у Юрия Дудя. Хит канала — интервью с Дмитрием Быковым — набрал 500 тысяч просмотров, причём с заголовком «Харрасмент, наркотики, где живёт Пелевин». И тем не менее, канал начинает набирать обороты — зарегистрирован он был недавно, в октябре 2018 года, на странице в YouTube выложены 22 выпуска, которые в общей сложности посмотрели более 5 миллионов человек. Интеллигентный разговор пусть не ажиотажно, но тоже оказался весьма востребован.