Николай Макаров
Я бы и на валенках с клюшкой побегал
БИЗНЕС: предельно лично
Текст: Роман Грибанов
Фото: Наиль Фаттахов, предоставлено ХК «Трактор»
Мы беседовали с Николаем Макаровым в самый разгар перемен в его родной команде. Свежеиспечённый врио губернатора Челябинской области Алексей Текслер, став президентом клуба, объявил, что на место директора назначается Борис Видгоф. А перед ним — чистый лист: надо набирать группу управления, искать главного тренера, набирать состав, короче, дел — вагон и маленькая тележка. И в этой ситуации, пожалуй, именно ветераны «Трактора», люди авторитетные как перед болельщиками, так и среди действующих игроков, могли бы Борису Видгофу помочь.
-А давайте, Николай Михайлович, начнём с первого, разрезающего все зоны, паса. То есть вопроса в лоб. Что вы посоветуете Борису Видгофу?
-Не вижу смысла давать советы человеку, который уже работал в системе руководства «Трактора», в хоккее разбирается и свой взгляд на то, каким должно быть развитие команды имеет. Посочувствовать могу, Видгоф тяжёлую ношу взвалил на себя, дай бог ему здоровья. А если что-то советовать, то обойдусь общей фразой — вникать нужно не только в проблемы «Трактора», а во всю хоккейную систему Челябинска.
-Переживаете за «Трактор»?
-(долгая пауза… Мне кажется, что Макаров про себя отсчитал до пяти, чтобы не убить дурака-журналиста на месте. Потом ещё до пяти, чтобы сдержать в адрес собеседника пару ласковых слов. Выдохнул так, что мурашки поползли по коже… И решил ответить… неожиданно искренно). Нет, уже не переживаю, атрофировалось всё. Сердечный приступ можно получить, глядя на тот перманентный процесс, как наш «Трактор» просто закатывают в асфальт. И самое страшное, что никому до этого нет дела. Недавно ещё и блогеры подключились, в соцсетях такой бред про команду пишут. А ведь «Трактор» всегда отличался не бюджетом, много денег у клуба не было никогда, ни в советское время, ни в российских реалиях, а некоей силой духа, которая объединяла вокруг команды всех: игроков, болельщиков, школу с мальчишками, только вчера взявшими в руки клюшки, спонсоров, журналистов, пишущих про спорт. А сейчас этого объединительного духа всё меньше и меньше. «Трактор» опять опаздывает. Видгофа назначили, но поиск новых игроков и переговоры с их агентами нужно было начинать уже на следующий день вылета из плей-офф. Насыплют нам сейчас скауты крошки, мы как воробьи их поклюём и сглотнём, а куда деваться, ничего, то есть никого другого уже не осталось, все лучшие хоккеисты уже пристроены. Опаздываем… Теряя при этом собственную базу, свою же челябинскую неповторимую основу — школу «Трактор».
-Кто в этом виноват?
-А вы на себя в зеркало давно гляделись? А разве это не вы, журналисты, пишете чаще не про хоккей, а про грязное бельё в нём, вытаскивая на потеху публики провокационные высказывания дилетантов‑блогеров? Поддерживаете чушь, которую несёт человек, предлагающий отнять 300 миллионов у «Трактора», а потратить их на дороги. Не будет ни хороших дорог, ни хорошей команды. Что вы обсуждаете? Зачем всё это? Мы теряем потихоньку огромную ценность Челябинска — собственную хоккейную школу. Команда мастеров почти утратила контакт со школой.
-А что же областная федерация хоккея…
-…которая страдает от катастрофического недостатка финансирования. Дадут небольшую сумму, на которую нужно провести и детские, и взрослые соревнования, наградить всех призёров кубками и вымпелами. А победителям, таким же небогатым, как областная федерация, и вымпелов никаких не нужно, они говорят: «Вы лучше вместо красивого кубка дайте нам за призовое место клюшки — ребята счастливы будут!». Им клюшки нужнее, а у нас денег хватает, чтобы пацанам медальку на шею повесить.
-А ночная хоккейная лига Челябинска, куратором которой вы сегодня являетесь?
-Та же самая проблема: на развитие, да что там на развитие, на поддержание лиги не хватает денег. На днях областное первенство выиграла команда «Орион», завоевав право поехать на всероссийский финал ночной хоккейной лиги в Сочи. У нас на эту поездку есть только 300 тысяч рублей, а в Сочи авиабилет стоит 29 тысяч туда и обратно. То есть надо только на дорогу 560 тысяч, а у нас есть лишь 300. И те нам могут отпустить только летом, такая особенность бюджетного финансирования. А нам ведь другим гордиться надо! Восемь всероссийских финалов проводила ночная хоккейная лига, из них семь раз челябинские команды — или в призах, или победители. Победили, им «ура!» прокричали и отложили решение всех проблем до следующего финала. И такая история непрерывно повторяется.
Макаровский «Мечел»
Специалисты считают, что высшее достижение Николая Макарова как тренера — это выход под его руководством в Суперлигу челябинского клуба «Мечел» в сезоне 1997/98. Челябинск, единственный среди провинциальных городов, был тогда представлен в высшем хоккейном дивизионе страны сразу двумя командами. А Челябинская область — тремя: «Трактор», «Мечел» и «Металлург» из Магнитогорска. В макаровском «Мечеле» играли хоккеисты, которые по той или иной причине не подходили «Трактору», то есть фактически — второй состав челябинской хоккейной школы. Но Николай Михайлович сумел выжать из них возможный максимум, а некоторым просто подарил вторую спортивную жизнь. Были, впрочем, и чисто «мечеловские» воспитанники, самым знаменитым учеником Макарова считается начинавший в «Мечеле» будущий форвард сборной России Данис Зарипов.
122 шайбы Николая Макарова
В 1981 году за один сезон Николай Макаров в составе «Трактора» забил 21 гол и сделал 18 результативных передач, что позволило ему войти в число лучших хоккеистов Советского Союза того года. Рекорд Макарова по забитым шайбам за сезон среди защитников держался до 2007 года, когда его смог побить Олег Пиганович (22 шайбы), в 2010 году столько же шайб (21) забросил легионер «Трактора» Дерон Куинт. Всего же на счету Николая Макаров 122 гола за «Трактор», он единственный из игроков обороны, кто входит в символический «Клуб Валерия Белоусова» (забивших более 100 шайб), у Макарова высокое 9‑е место.
-А со школой «Трактора» всё тоже плохо?
-Школа перестала помогать команде мастеров. С кем из тренеров ни поговоришь, все руками разводят, разве что у ребят, которых ведёт Максим Смельницкий, на подходе трое-четверо действительно талантливых мальчишек. При этом я не понимаю, почему их было нельзя попробовать уже в прошедшем сезоне, имея в «Тракторе» такой госпиталь травмированных игроков. Одного-двух из «Челмета» поставили на игры КХЛ, а ребят из школы не взяли.
-Николай Михайлович, а давайте не про Челябинск поговорим. Вот «Салават Юлаев» в финал Кубка Гагарина не прошёл… Но рубка была знатная! Переживали за уфимцев? Вы ведь когда-то тренировали этот клуб.
-Если честно, не болел я за «Салават». Мне гораздо больше импонировала игра их соперников — омского «Авангарда». Сибиряки показывают… челябинский хоккей — боевой, задорный, но при этом умный, если отбрасывает игрок шайбу, то знает куда. Это вам не бесшабашный Глинкин: врубился в чужую зону, шайбу потерял, атака сорвалась, и мы чешем назад, чтобы не пропустить в свои ворота. Отмечу, кстати, что в «Авангарде» здорово выстроена управленческая система клуба. У руля там Максим Сушинский, помогает ему Евгений Шастин и ещё ряд людей, которые в хоккее разбираются дос-ко-нально. Вот и команда игру классную показывает.
-И снова продолжу вопросом не про «Трактор». В «Тракторе»-то вы прославились на весь СССР как игрок. А вот вся современная хоккейная Россия узнала вас в должности тренера, когда вы стояли на мостике «Мечела». Команды, которой больше нет. Вспоминаете те времена, когда Челябинск, уникальный случай, в высшем отечественном дивизионе был представлен сразу двумя хоккейными клубами?
-Конечно, вспоминаю, ведь «Мечел» я возглавлял 18 лет. Сейчас, когда команды КХЛ меняют главных тренеров через сезон-другой, такой срок можно считать фантастикой. И ведь конфликты были, с генеральным директором клуба Владимиром Конаревым у нас чуть до драки не доходило. Потом каждый успокаивался и делал своё дело. На пользу челябинского хоккея. Играли-то в обеих командах ребята из Челябинска, хватало тогда талантов. В основном — школы «Трактор», но и школа ЧМЗ достойных ребят вырастила — Иван Савин, Данис Зарипов, Денис Козырев. И моему родному «Трактору» то противостояние с «Мечелом» не вредило, а жизнь хоккейная в Челябинске зато просто клокотала. И мне горько наблюдать за судьбой нынешнего клуба «Челмет», команды, будто не нужной никому.
После чемпионата мира 1981 года Николаю Макарову сказали, что есть возможность поехать в один из клубов Японии играющим тренером. И хотя он ещё один сезон он выступал за «Трактор», уже готовился к этой поездке. Изучал по книгам страну, старался всё узнать о японском хоккее. Позже ситуация несколько изменилась, и Макарову предложили поехать в Финляндию, в хельсинскую команду «Йокерит». Финский клуб, в котором он играл три года, занимал девятое место в чемпионате страны, проходил через сито переходных матчей с клубами низшей лиги. Старший тренер Рейно Руотсолайнен при первой встрече выразил желание найти с Макаровым общий язык и получить таким образом хорошее представление о советском хоккее. Но он был приверженцем канадского стиля игры, и в работе с командой у них были некоторые разногласия, главным образом касающиеся коллективных действий. И всё же Николай победил! Многим, особенно молодым хоккеистам, понравилась командная игра. Появились и успехи, «Йокерит» стал одним из лидеров и по итогам чемпионата занял второе место. Макаров был признан лучшим защитником хоккейной лиги, стал лучшим бомбардиром среди защитников и вошёл в символическую шестёрку Финляндии. В свободное время челябинец тренировал финских юниоров, студентов, вообще всех желающих. Занимались у него юные тогда будущие звёзды НХЛ — Теему Селянне с Эсой Тикканеном.
Матч за сборную СССР
В сборную СССР Николай Макаров попал впервые в 1978 году, после «бронзового» сезона «Трактора». 30‑летний челябинец прошёл все сборы, участвовал в матчах на приз газеты «Известия», но на чемпионат мира не поехал: главный тренер сборной Виктор Тихонов взял на мировое первенство более молодого динамовца Зинэтулу Билялетдинова. Макаров же сыграл на чемпионате мира-81, в составе сборной СССР он провёл один матч, но голов не забил. Зато после этого первым в клубной истории «Трактора» Николай был удостоен звания заслуженного мастера спорта.
-Николай Михайлович, Дональд Трамп стал президентом США в 70 лет. Ваш ровесник! А почему бы вам не стать в ваши 70 президентом «Трактора»?
-У «Трактора» уже есть президент — врио губернатора Челябинской области Алексей Текслер. И я в этот клубок лезть не хочу. У Трампа вон какая поддержка избирателей. А в «Тракторе» попробуй только оступись — тебя же выполощут так, что про свои 70 лет вспомнишь мгновенно и скажешь самому себе: куда же ты, старый, полез!
-Болельщики «Трактора» настолько жестоки?
-В Челябинске живут самые жестокие болельщики в стране. Вы почитайте, какие комментарии пишут в Интернете про главного тренера «Трактора», неважно, кто занимал этот пост — Алексей Тертышный, Герман Титов или Андрей Назаров. Болельщики гудят, как пчёлы в улье, дали бы возможность — вылетели и каждый бы ужалил. Это совершенно неправильно! Взять тот же Новокузнецк, такой же по-настоящему хоккейный город, как Челябинск. Я знаю, я ведь кроме «Мечела», «Трактора», «Салавата» и «Кузню» тренировал. Какая там классная хоккейная атмосфера, там болеют за команду, но и ЛЮБЯТ своих хоккеистов, на руках их готовы носить. В Челябинске, увы, такого нет. Я уж не говорю про отношения города к местным ветеранам хоккея. В Москве, в Нижнем Новгороде, да и во всех остальных дворцах Суперлиги есть для ветеранов клуба отдельная ложа. Кроме Челябинска! Почему? Не решён вопрос, хоть ты тресни! А в Нижнем Новгороде ветеранам легендарного горьковского «Торпедо» пенсию платят. По 20 тысяч рублей. Горьковчане своих героев — Ковина, Рьянова, Скворцова — помнят, а у нас такой же народный хоккейный любимец Коля Суханов, что не заслужил? Или Толя Картаев не заслужил? Дело не в деньгах, дело в уважении. Я как председатель областной федерации хоккея хотел хотя бы по пять тысяч пенсии выбить, так на меня в челябинском министерстве спорта руками замахали: ты что, нет такой статьи в бюджете! Но почему в Нижнем Новгороде такая статья есть? Позор же…
-А давайте не про хоккей вопрос задам. Почему у «Трактора» до сих пор нет своего гимна? Стыд же, больше десяти уже лет во время игры звучит кавер на музыку группы Queen…
-Не знаю. Не ко мне вопрос. Написали же ребята из ансамбля «Ариэль» отличную песню, но клуб её не крутит. Ставят какую-то энергичную и совсем не мелодичную жуть перед матчем. Может, она Васе Демченко (молодой вратарь «Трактора» — Р. Г.) и нравится. Так пусть дома её слушает. Но дома он не может, у него маленький ребёнок, его жалко. А болельщиков не жалко? Я бы давно в пользу «Ариэля» сделал выбор, но я не президент «Трактора». Конечно, музыка — это вопрос личных вкусов. Мне нравятся старые советские песни, вон брат пульнул недавно в Ватцап файл из «Весны на Заречной улицы», так я заслушался — ностальгия.
Атака защитника
Начинавший в юношеском хоккее нападающим Николай Макаров любил убегать в отчаянную атаку, несмотря на принадлежность к оборонительному амплуа. Однако субтильным игроком никогда не был, хоть и драться не любил (какие бои, голы забивать надо!), но постоять за себя мог (уральский характер!). В Финляндии русского легионера решили проверить на прочность. Пришлось челябинцу вызов принять и краги сбросить. Пять — ноль в пользу Ленинского района.
В «Тракторе» Николай Макаров был комсоргом и вёл общественную работу — вместе с младшим братом Сергеем выпускал боевой листок. Журналистскую традицию Николай продолжил и в составе сборной СССР, в ходе чемпионата мира выпуская стенгазету.
-В хоккей играете сейчас? Хотя бы в вашей Ночной хоккейной лиге.
-Желание играть в хоккей есть, и возможности имеются, вот только здоровья уже нет. Я бы и без коньков, на валенках с удовольствием с клюшкой побегал. Но за здоровьем приходится следить, не хочется родне хлопот доставлять, если, не дай бог, в больницу попаду.
-Ночную хоккейную лигу патронируют большие люди — Сергей Шойгу, Владимир Путин. Они ведь и сами выходят на площадку. И как они вам?
-Я на протяжении семи лет слежу за игрой президента в хоккей и могу сказать честно: Путин прогрессирует. Раньше он на коньках-то едва стоял, а сейчас и катается неплохо, и на ворота соперника нацелен постоянно, сам бьёт, пасует, и придраться не к чему. Путину вначале было трудно — соперники «расти» не давали. С президентом играть тяжело, хоккей — игра контактная, а тут такая ВИП-персона, вот перед ним все поневоле и разъезжаются. Уже и Шойгу, и сам Путин ругались — зачем, мол, так делаете. Да не бойтесь вы! За Путина в команде есть игроки, которые помогут президенту без помех до ворот добраться и шайбу забить — Вячеслав Фетисов, Павел Буре, Валерий Каменский. Научили!
-Николай Михайлович, как будете отмечать свой 75‑летний юбилей?
-Во, спросил! Дожить ещё надо до юбилея. Могу сказать только, что 70 лет я отметил не так помпезно, ярко и красочно, как 60 лет. И это было чисто моё желание. С годами как-то сдержаннее становишься, круг людей, которых ты хочешь видеть на своих юбилеях, всё более сужается. Так что на 75 может вообще только родственников соберу. Надеюсь, остальные челябинцы, желающие меня поздравить, не обидятся…