Вячеслав Куликов
главный врач клиники «Швейцарская стоматология»
СТИЛЬ ЖИЗНИ: здоровье
текст: Роман Грибанов
фото: Дарья Пона
Стоматология начинается с врача! И тут Вячеслав Куликов производит впечатление сразу необычное и приятное. Одет он почему-то не в традиционный белый халат (многих, кстати, пугающий), а в модную куртку.
— Это спецодежда наших докторов, индивидуально для каждого сотрудника медицинская куртка, — улыбается г-н Куликов. — Почему бы и не подобрать модный дизайнерский фасон. Практично, удобно и красиво. Хотелось выделиться среди других? Это не прихоть, а жизненное кредо.
Я по жизни, чем бы ни занимался, всегда хочу добиться большего и лучшего. Мне с детства хотелось быть первым, неважно, чем я занимался. Если прыгать с парашютом, то с 14 лет, а не с 15, как разрешено. Если в школе учиться, то быть отличником. Если вступать в пионеры, то на Красной площади среди лучших учеников Москвы.
Я и сегодня очень люблю статус ученика, стараясь не упускать ни единой возможности получить новые знания. Через неделю, например, улетаю в Германию на учёбу. Если врач не учится регулярно, значит, он лечит по старинке, то есть не знаком с современными методами лечения. Мы с вами живём в такое время, когда технологический прогресс на глазах меняет нашу жизнь. И та отрасль медицины, которая привязана к технологиям (а всё новое в медицине быстрее всего появляется в стоматологии), требует от врача постоянного совершенствования своих знаний и погружения в прогрессивные методики. Впрочем, некоторые из них — это полузабытые старые темы. Приведу пример: очень давно, уже чуть ли не сто лет, проводят такую манипуляцию, как аутотрансплантация зуба, когда место удалённого зуба пересаживали свой. Например, зуб мудрости. Он не нужен, слишком далеко растёт. Одна проблема: у нас в стране такие операции были успешны только на пятьдесят процентов. Но сегодня те же японцы подобную технологию довели практически до совершенства. Узнав об этом, я обучился этой методике у лучших японских докторов и у себя в клинике регулярно провожу такую манипуляцию.
Всё равно лучше своего зуба ничего не может быть. Как бы ни рассказывали о том, какие замечательные сейчас имплантаты, и в некоторых случаях без них действительно не обойтись, свой зуб всегда лучше. И если можно поменять местами больной зуб на здоровый, то почему бы это не сделать.
Первый компьютерный томограф появился в Челябинске лет 12 назад. Сейчас любая стоматологическая клиника в Челябинске достойного уровня его имеет. Для меня это лишь инструмент диагностики, который нужен врачу, чтобы поставить правильный диагноз. А многие владельцы стоматологических клиник используют его как средство привлечения клиентов. «Придите в нашу клинику, сделайте снимок и заплатите деньги». Я этого не понимаю. Что значит заплатите за снимок? Он пациенту нужен? Нет, он нужен врачу. Так почему пациент должен за него платить? Его стоимость можно добавить в стоимость лечения зуба, но брать за него отдельно деньги, я считаю, не совсем правильно.
Все клиники высокого уровня стараются купить оборудование максимально хорошего уровня. Но какое бы оборудование ты ни покупал, на нём работают люди. Пациенты видят, что всё везде примерно одинаковое. Но цены могут быть немного разные. И тут идёт оценка профессионального труда тех специалистов, которые есть. У нас вообще в России, в отличие от Запада, человеческий труд ценят ниже, чем товар. Если специалист, отучившись за рубежом, став в своём деле особенным, лучшим, поднимает цену, у многих возникает вопрос: «А почему?». Таков менталитет россиянина. За рубежом всё наоборот. Там как раз исключительный труд ценится выше, чем товар, произведённый на фабрике.
В «Швейцарской стоматологии» фиксированные расценки на услуги, по которым мы работаем. Они выработаны годами. И если есть проблемный зуб, то доктор всегда предупреждает и говорит: «Есть такая-то проблема, которая будет столько-то стоить. Но в процессе лечения могут возникнуть определённые осложнения. И если возникнут проблемы, то их устранение будет стоить столько-то». Это всё с пациентом проговаривается. Тогда и возникает доверие. И пациент взвешивает вместе с доктором, стоит ли проводить лечение или заменить его альтернативным способом. Например, поставить вместо постоянной коронки, пока временную пломбу в силу каких-то финансовых затруднений. Такой подход — большое отличие «Швейцарской стоматологии» от остальных клиник: наша задача — лечить, деньги — это не самоцель.
Когда деньги превращаешь в свою главную задачу, ты, кроме этих денег, ничего и не видишь. Тогда ты не будешь развиваться. У нас другой подход, другое видение. Мы очень часто в ущерб своему заработку предлагаем пациентам альтернативные варианты, на которых мы меньше заработаем. Например, Артём Владимирович Стариков, наш терапевт, обучился уникальной методике сохранения зубов, когда, видя разрушенный полностью, под десну, зуб — все доктора говорят: «Да, надо его удалять, подготавливать под имплантат, что, естественно, выгоднее клинике. А Стариков обучился методу, когда он за несколько дней вытягивает здоровый корень зуба определённым образом и потом восстанавливает его пломбой или коронкой. И когда ко мне такой пациент приходит и я вижу, что этот зуб можно спасти, я его не на имплантацию направляю, что мне, естественно, выгоднее, я его направляю к Артёму Владимировичу для сохранения этого зуба. Хотя я однозначно был бы более успешным бизнесменом, если бы в своей клинике поступал иначе, не стремясь вылечить людей, а заработать на них деньги.
Мы стараемся экономить посетителям не только деньги, но и их время. Процесс имплантации — это минимум три месяца, зато обычное лечение зуба, какой бы ни была сложной проблема, проходит за один месяц. При этом врачи не спешат, они не зажаты условием обслужить как можно больше пациентов. Я категорически против стопроцентной загрузки «Швейцарской стоматологии», я не хочу, чтобы мои врачи трудились от зари до зари, каждый свой час обслуживая следующего и следующего пациента, даже если такой поток клиентов приносит деньги. Моё мнение: оптимальная загрузка — это 80 процентов. В клинике должно всегда оставаться свободное время, чтобы, во‑первых, иметь возможность принимать экстренных пациентов, а во‑вторых, только так можно повысить качество лечение. У врача обязательно должно быть свободное время, он должен лечить, а не пахать.
Наш труд абсолютно сопряжён с творчеством. Я бы сравнил стоматолога с художником или скульптором. Мы же создаём зуб, глаз у мастера должен быть идеальным, а руки точными. И ощущать постоянное любопытство, вечно стремиться к чему-либо новому. Если я узнаю про какую-нибудь придумку из области новых технологий в стоматологии, то учиться могу полететь хоть на край света. Хотя понимаю, что в рамках одной клиники просто физически невозможно применить все инновационные возможности, появляющиеся в мире. Зато у «Швейцарской стоматологии» есть такое правило: мы регулярно всей командой выезжаем в Кёльн на всемирную стоматологическую выставку. И всегда, что-то берём для себя в работу из представленных новинок.