Рождение человека
история одной фотографии
Текст: Павел Большаков
Фото: Сергей Васильев
В XX веке челябинский фоторепортёр Сергей Васильев разделил мир фотографии на сторонников и противников всего одной своей работой: «Рождение человека».
Перед камерой позируют пять беременных женщин. Как фотограф в 1970‑е годы уговорил рожениц позировать? В Челябинском роддоме, перед родами! Убедить провинциальных суеверных женщин позировать перед родами — всё равно-что заставить побриться фронтового лётчика перед вылетом на задание! Это подвиг фото-репортёра газеты «Вечерний Челябинск», скажете вы и будете отчасти правы.
Во второй половине прошлого века западные репортёры и фотохудожники приступили к освоению запретной темы, вплоть до откровенного документализма. Но в СССР к этой теме прикасались только прибалтийские фотохудожники, но весьма деликатно. Рубанул с плеча однажды только Сергей Васильев в челябинском роддоме: он психологически тонко отработал эту тему на грани эстетического фола. А когда получил признание в Амстердаме (в 1978 году на конкурсе фоторепортёров WORLD PRESS PHOTO челябинцы Сергей Васильев и Виктор Дурманов из Миасса сразу получили два «Золотых глаза»), тогда и появилось желание пойти дальше.
Это был окрыляющий триумф. Такие победы заражали нарушением запретов ради славы любой ценой. Вот в такой обстановке и появилась скандальная фотография Сергея Васильева, которая разделила зрителей и коллег на два непримиримых лагеря.
Эта знаменитая работа впервые победила через год на конкурсе INTER PRESS PHOTO (социалистическая альтернатива голландскому конкурсу) в Гаване. Но дело не в этом. Работа вызвала сильные споры на Западе. Приверженцы традиций вопрошали: нужно ли так откровенно вмешиваться объективом в таинство, которое называется — рождение человека?
Поначалу я как патриот уральской фотографии восхищался фотографией Сергея Васильева. Но со временем пришло критическое мышление: а так ли уж безупречна идея — сделать из таинства оригинальный по композиции конвейер рожениц. Потом я видел у фотомастеров уж совсем откровенные роды с кровью и пуповиной в цвете, с непривлекательными младенцами в первые минуты появления на свет…
Зачем разрушать таинства? Ради новой эстетики без границ? Ради гонораров или славы? Это и были вторые риторические вопросы противников эстетики фотографии Сергея Васильева в конце прошлого века… Я не собираюсь прибивать читателя к какому-нибудь берегу в этом вечном споре о красоте. Я только хочу констатировать тот факт, что фотография южноуральского фотомастера Сергея Васильева принадлежит всемирной истории фотографии, и этот факт неоспорим.