“Возмутитель спокойствия” — эксклюзивный спектакль, который мог родиться только в Челябинске. Идею поставить инсценировку двух книг о Ходже Насреддине режиссеру Владимиру Оренову подсказал… верблюд.
“Я приехал из Москвы на машине и увидел Его. Затем мы встречались на каждой улице, на каждом перекрестке, в каждом магазине сувениров. Я подумал, что сошел с ума, но когда я встретился с Ним в городской администрации… Это какая-то тайна — в уральском городе — везде верблюды…”
Ни в одном театре мира “Ходжа Насреддин” не идет. Наша задача — поставить весело, но без идиотских стилизаций и притворств. Можно играть в Восток, но не изображать его. Мы делаем такую попытку первыми, чем бы она ни обернулась. У нас звучат живые инструменты. Из Узбекистана прибыли трехметровые медные трубы ручной работы, сделанные при ташкентской консерватории.
В создании этого спектакля нам очень помогает узбекское землячество в Челябинске. Они научили наших актеров играть на дойрах, варить плов, печь лепешки и жарить шашлыки.
Все восточные лакомства можно было попробовать на премьере.
История двух книг о Ходже Насреддине по-своему удивительна.
В 1940 году петербуржец Леонид Соловьев издает первую часть дилогии “Возмутитель спокойствия”. Действие происходило в древние времена на Востоке, но аналогия со сталинской эпохой угадывалась абсолютно четко. Расстрелять Соловьева не успели: началась война.
Всю Великую Отечественную писатель прошел солдатом. В 1944-м году в землянке он произнес роковую фразу: “Усатый не отдаст Жукову славу Победы”. Прямо с фронта Соловьев был отправлен на 9 лет в лагерь.
Там писалась вторая повесть о Насреддине “Очарованный принц”.
На сегодня обе повести переведены на все языки мира, неоднократно издавались миллионными тиражами. Соловьев очень популярен на Востоке, это единственный человек, сумевший написать о другом мире так, что тот влюбился в него.
Узбекские кинематографисты и писатели ухаживают за могилой автора бессмертной книги в Петербурге.
“Возмутитель спокойствия” — череда перевоплощений, происходящая с молниеносной быстротой.
Екатерина Колмагорова выходит в образе прекрасной Гюльджан, а через минуту она — верный ишак Насреддина.
В конце первого акта Ольга Телякова надевает на себя мешок, а в начале второго является зрителю в полупрозрачном восточном костюме.
У роли Ходжи Насреддина шесть исполнителей!
Раскрывать многогранность натуры благородного хитреца будут как мэтры сцены Ольга Телякова и Андрей Гаврилюк, так и молодые актеры Вячеслав Косарев, Максим Терлецкий, Александр Черепанов, Лилия Замятина.
Даже тем, кто никогда не бывал в ТЮЗе, вдруг стало интересно туда прийти. Еще бы: за десять дней до премьеры артисты ТЮЗа устраивали пятиминутные представления прямо на площади Революции. Челябинцы высовывались из окон своих авто, чтобы увидеть наложниц гарема в шикарных восточных костюмах. Открылся новый талант актрис ТЮЗа: они очень пластичны и хорошо танцуют.
Раскрыться им помогли лауреат “Золотой маски” Ольга Пона и ее воспитанница Маша Грейф.